← ЭДО, ИТ в логистике

На улицах Еревана в 2023 году появится робот-доставщик

В следующем году на улицах Еревана можно будет увидеть робота-курьера, который будет доставлять не только еду, но и банковские карты, одежду и другие вещи. Основатели компании "РобоДел" 2 года назад решили создать робота-доставщика, работу над которым планируют завершить до конца этого года.

"Один из соучредителей нашей компании Артак Мелоян в 2020 году в США заказал еду. Расстояние составляло всего 2 км, однако было указано, что заказ будет доставлен аж через 2,5 часа. После чего было решено создать робота-курьера, который будет доставлять заказы в более сжатые сроки", - в беседе со Sputnik Армения сказал соучредитель компании Айк Косян.

Ребята зарегистрировали стартап в 2021 году и сегодня работают над проектом командой из 17 человек. География команды довольно обширная - Индия, Корея, Норвегия, США. Здесь работают и кандидаты технических наук, и инженер марсохода НАСА. Косян говорит, что они выиграли 3 гранта, на средства которых должны собрать первого робота, а в их команде все работают бесплатно, просто потому что их заинтересовал проект. Команда получилась многонациональной в силу отсутствия специалистов в Армении. По словам Косяна, в нашей стране также ощущается нехватка волонтеров.

"Стартап в Армении ассоциируется с состоявшимися организациями. Люди думают, что если это стартап, то тут можно хорошо заработать, и многие не хотят делать что-то бесплатно за идею, тратить время. В любом случае, мы нашли людей и сейчас находимся на стадии создания прототипа робота. Процесс производства осуществляется в Армении, однако технологические возможности производства слабы, в частности, в плане дефицита некоторых металлов", - сказал Косян.

На роботе-курьере будут установлены 12 сенсоров, 8 различных видеокамер, при помощи которых им будет управлять оператор. Косян говорит, что полностью автономных роботов пока не существует, потому что, во-первых, технологии не достигли такого уровня, во-вторых, ни в одной стране роботу не разрешается самостоятельно ориентироваться на перекрестках. Несмотря на это, у робота будут все алгоритмы для самоуправления, поскольку, например, может прерваться связь. Именно поэтому команда поставила перед собой задачу – сделать робота самоуправляемым на 90 процентов.

Косян говорит, что на получение прибыли от эксплуатации робота в Армении они не рассчитывают, их цель – зарубежные рынки, для начала США, затем уже Европа. Дело в том, что, во-первых, наша городская среда к этому не приспособлена: туда, куда невозможно подойти детской или инвалидной коляске, не дойдет и робот. А в Ереване, по словам Косяна, такие территории составляют 80 процентов, и лишь малый центр, от проспекта Маштоца до Ханджяновского кольца, приспособлен для этого. Робот в основном будет передвигаться по тротуарам, а при низком траффике возможно передвижение и по обочинам проезжей части.

"В Ереване не планируем создания сети доставки, у нас будет один робот, потому что не только среда не приспособлена, но и дело не будет прибыльным, а в случае других стран наоборот: доставка там стоит 6-7 долларов, мы же предложим доставку роботом за 3-4 доллара. Производить продолжим в Армении, оператор также будет управлять роботами отсюда", — говорит Косян, добавляя, что если через несколько лет здесь будут благоприятные условия, они хотели бы развернуть деятельность именно в Армении.

Робот будет действовать так же, как и в случае с обычной доставкой: после получения заказа адрес будет передан оператору, который "перепоручит" его роботу. Сотруднику объекта общепита будет предоставлен код, набрав который он сможет открыть крышку и поместить туда еду. После этого никто, кроме заказчика, ее открыть не сможет, поскольку код будет передан только ему. Робот также отправит заказчику смс на телефон с уведомлением о приближении к месту доставки.

Косян говорит, что у них уже есть договоренности с некоторыми армянскими компаниями о начале сотрудничества, как только робот будет готов. По его словам, в Армении бытует стереотипное мышление, что робота "убьют", уничтожат, сломают, разберут на части, но опыт показывает, что самосознание армян в плане отношения к чужому имуществу гораздо выше. Например, в США каждый 4-й курьер признался, что из заказа он что-то "урывает" для себя. А когда Косян у клиентов в Армении поинтересовался, подозревают ли они курьера в том, что он может что-то забрать себе из заказа, положительного ответа никто не дал.

Косян добавляет, что международные исследования показывают, что к 2030 году 80 процентов доставок в мире будут осуществлять посредством роботов.