Плановое введение обоснованных и прозрачных квот на ввоз импортных семян может ускорить перенос их производства в страну. К такому выводу пришел кандидат экономических наук Белугин Алексей в своей публикации, 21 сентября размещенной на сайте Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ.
Таким образом ученый прокомментировал письмо отраслевых объединений и научных учреждений России Владимиру Путину с просьбой не квотировать импорт семян. Специалист согласился с аргументами авторов письма — резкое введение квот на импорт современных высокопродуктивных иностранных семян создает риски снижения урожайности, потери качества продукции, роста цен и сокращения посевных площадей. Кроме того, выбор семян во многом определяет предпочтительные удобрения и средства защиты растений. Переориентация технологических процессов под российские семена требует времени и дополнительных инвестиций.
Вместе с тем, зависимость страны от импорта семян создает угрозу для национальной продовольственной безопасности. А с учетом того, что Россия является крупным экспортером продовольствия, безответственное поведение недружественных стран при сохранении нашей от них зависимости может угрожать продовольственной безопасности всего мира и в особенности — беднейших слоев населения.
«Можем ли мы быть уверены в том, что в долгосрочной перспективе те нормы корпоративной этики и деловой культуры недружественных стран, что сказались на ограничении поставок в Россию продукции некоторых отраслей, на отказе в оказании гражданам России ряда услуг и в отмене концертов с произведениями русских композиторов и увольнении наших дирижеров, не отразятся и на поставщиках семян?» — задается вопросом ученый.
Специалист отметил, что добросовестные иностранные селекционеры и производители семян, уже разработавшие специальные сорта под российские агроклиматические условия по заказам наших сельхозпроизводителей, не должны страдать от непродуманных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны. Выход ученых видит во введении квот по «историческому» принципу и постепенном их снижении.
«Например, с 2017 по 2021 гг. в Россию ввозилось 4243 до 3073 тонн семян сахарной свеклы (ТН ВЭД 120910). Из них до 2316 тонн из Франции и 1950 тонн из Германии. Если квота на ввоз иностранных семян сахарной свеклы на 2022 и 2023 годы будет установлена на уровне 4250 тонн в год, устроит ли это российские отраслевые объединения?» — отметил ученый.
При этом достоверная возможность введения и поэтапного снижения квот может стимулировать иностранных селекционеров и производителей семян к переносу производства своей продукции на территорию Российской Федерации. Кроме того, квоты не позволят наращивать зависимость от импорта семян. Также они создадут дополнительные стимулы для крупных сельхозпроизводителей к инвестированию в селекцию и семеноводство. Прозрачный и понятный план квотирования импорта семян позволит российским их производителям лучше планировать свою хозяйственную деятельность.
В конце своей публикации специалист отметил, что при составлении плана квотирования важно проводить консультации со всеми заинтересованными сторонами.
«При этом целесообразно применять долгосрочные и прозрачные планы квотирования, ведь рынок может приспособиться к каким угодно условиям, но не к постоянно меняющимся», — добавил он.
Напомним, 26 августа на общественное обсуждение был представлен проект Постановления Правительства, предусматривающий введение квот на импорт в Россию семян картофеля, соевых бобов, подсолнечника, сахарной свеклы и ряда других культур. Напомним также, по данным отраслевых объединений, доля семян иностранной селекции, высеваемой в России сахарной свеклы превышает 97%, по овощам — 80%, по подсолнечнику — 73%, по картофелю — 65%, по яровому рапсу — 49%, по неГМО-сое — 45%.