Развитие информационных технологий улучшает не только качество повседневной жизни, но и эффективность железнодорожных грузоперевозок. Цифровые сервисы позволяют упростить процесс оформления документов для клиентов, согласовать график отправки грузов и увеличить скорость обслуживания. По мнению грузоотправителей, совершенствовать процесс электронного обслуживания на железной дороге в дальнейшем позволят внедрение технологий дополненной реальности и сервисов беспилотной логистики на терминалах.
Отправители грузов на железной дороге регулярно пользуются электронными услугами, которые упрощают процесс оформления таможенных и перевозочных документов, позволяют согласовать график отправления грузов и удаленно контролировать процедуру подготовки вагонов к перемещению. Цифровые сервисы улучшают эффективность процесса грузоперевозки и ускоряют обслуживание клиентов-отправителей. Предложения по совершенствованию электронной среды в сфере грузоперевозок на железной дороге в рамках круглых столов транспортно-логистического форума ЮУЖД «Транспортные решения. Взгляд за горизонт» высказали представители промышленных предприятий и компаний-собственников подвижного состава.
По словам грузоотправителей, увеличить эффективность перевозок позволило бы внедрение технологий дополненной реальности и беспилотной логистики на терминалах. К примеру, установка автоматизированной системы коммерческого осмотра подвижного состава (АСКО ПС) на входе и выходе станций и системы контроля груза в режиме «онлайн». Также они назвали целесообразным роботизацию перевозочного процесса и автоматизацию процедуры осмотра вагонов, установку антивандальных датчиков на вагонах и 3D-фотосканеров на путях необщего пользования.
По словам представителя группы компаний «Феско» Алексея Рыльских, внедрение систем виртуальной реальности на железнодорожных терминалах позволило бы сделать процесс погрузки-выгрузки более наглядным, а также упростить процесс установки грузов.
«Отправителям интересно знать, как работает терминал, и как осуществляются процессы погрузки-выгрузки. Кроме того, схемы погрузки и крепления грузов, не предусмотренные техническими условиями, стоит перенести в виртуальную реальность. Так, инженерам станет проще устанавливать грузы, цифровизация этого процесса упростит работу другим сотрудникам», — предложил Алексей Рыльских.
По мнению руководителя по оперативному управлению логистикой ООО «Буллс» Сергея Виноградова, подписавшего с ЮУЖД соглашение о взаимодействии с использованием цифровых технологий, развитию систем автоматизации и роботизации на железной дороге препятствует усиление значимости киберугроз. Он отмечает, что хакерские атаки могут вывести к ошибкам в работе цифровых сервисов.
Начальник Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Евгений Селецкий подчеркнул, что одним из трендов цифровизации на железной дороге в ближайшие годы станет полный переход на электронный документооборот.
«Мы изучили тренды в области логистики, наложили их на текущую ситуацию и сгенерировали предложения на будущее. Сделали образ железной дороги 2035 года, чтобы понимать, как мы должны поменять наши процессы и на какие цели должны ориентироваться. Мы нацелены на еще более тесную работу с клиентами, ускорение процессов логистики и полный переход на электронный документооборот», — пояснил Евгений Селецкий.
Заместитель начальника ЮУЖД по экономике, финансам и корпоративной координации Александр Сельменских пояснил, что высказанные в ходе форума идеи по совершенствованию логистических процессов в дальнейшем будут отобраны и реализованы.
«Мы обработаем высказанные предложения, выберем наиболее значимые для большинства наших клиентов, и будем их реализовывать. Думаю, что через год мы сможем подвести итоги проделанной работы», — прокомментировал Александр Сельменских.
Как отмечают представители ЮУЖД, внедренные на железной дороге цифровые сервисы и услуги широко востребованы грузоотправителями. В качестве примеров успешно реализованных цифровых логистических решений они называют маркетплейс «РЖД-Маркет», услугу по упрощению таможенного оформления «Декларант», сервисы «Смарт-контракт» и «Цифровой приемосдатчик». По их словам, свыше 1 тыс. клиентов ЮУЖД пользуются автоматизированной системой оформления транспортных накладных (ЭТРАН) и подключены к личному кабинету ОАО «РЖД».