Кузбасс захлёбывается от невозможности вывезти добытый уголь.
Около двенадцати тысяч вагонов с топливом, 800 тысяч тонн, застряло в нашем регионе, и ситуация обостряется.
На днях губернатор Кузбасса Сергей Цивилев пожаловался на ситуацию с затромбированностью железнодорожных перевозок самому премьер-министру Михаилу Мишустину. Полетели запросы и директивы. Руководство РЖД заверяет, что использует пропускные способности "в сверхнапряженном режиме". Но как-то не получается пока "расшить потоки". Пятьсот вагонов стоят еще с сентября, в то время как потребители дожидаются поступления топлива, а угольщики - оплаты за него и возможности интенсифицировать отгрузку.
Аховая ситуация сложилась в географически близких нам Казахстане и Кыргызстане. Обеспеченность углем (а также мазутом) там в ряде регионов, по свидетельству СМИ, составляет менее половины от потребности.
Но более всего захлебывается главное направление поставок угля из Кузбасса - восточное. Где тонко - там и рвется, говорит известная русская поговорка.
В середине августа, как известно, начало действовать "угольное эмбарго" со стороны стран Евросоюза.
Кузбасский углепром (как и прочие углепромы нашей державы, в частности, Хакасский) перенаправили потоки на восток, после чего "железка" перестала справляться с нагрузкой. Не будем забывать, что кроме отказа от угля Запад отказался и от множества других товарных позиций. Изначально это не казалось нерешаемой проблемой для российских производителей, поскольку расчет был на рынки Юго-восточной Азии, в первую очередь, Китая и Индии, не присоединившимся к санкционному давлению.
Но, как вырисовывается сейчас, по ряду направлений азиатские "экономические монстры" все же намерены ограничивать свои аппетиты, чтобы не попасть уже под "вторичные санкции" коллективного Запада.
А, главное, российская транспортная система (в первую очередь, Транссиб и БАМ), столкнувшаяся с серьезной перегрузкой, не оправдывает возложенных на нее ожиданий.