Перевозчики в Литве столкнулись с огромными штрафами из-за невыполнения новых положений Пакета мобильности. Об этом сообщает Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava).
В Linava отметили, что новые положения Пакета мобильности, вступившие в силу в начале 2022 года, стали настоящей головной болью для большинства литовских транспортных и логистических компаний.
"Из-за растущих затрат не каждый перевозчик может успешно осуществить новшества, предусмотренные в Пакете мобильности, что приводит к большим штрафам. Их получают по несколько раз в неделю. Суммы составляют от нескольких сотен до тысяч евро, их перевозчики нашей страны должны уплатить контролирующим органам", — говорится в сообщении.
По подсчетам Linava, в настоящее время штрафы за невозвращение водителей в центр деятельности, предусмотренные Пакетом мобильности, составляют для одной компании примерно от двух до четырех тысяч евро, в среднем — две тысячи евро. А за несоблюдение нормы еженедельного отдыха в подходящем помещении, а не в транспортном средстве — от одной до трех тысяч евро. Еще взыскиваются штрафы в размере до тысячи евро за отсутствие в тахографе отметки о пересечении госграницы.
"Информация о том, что компании штрафуются за то, что водители не возвращаются в один из центров деятельности, или, другими словами, в офис в Литве, доходит до ассоциации Linava от ее членов не реже нескольких раз в неделю. При этом за нормальный еженедельный отдых вне транспортного средства, когда водителю приходится отдыхать в приспособленном для отдыха жилье, или не отмеченный факт пересечения государственной границы на тахографе — не менее трех-четырех раз в неделю", — отметили в ассоциации.
Вице-президент Linava Витас Бучинскас рассказал, что литовские предприятия вынуждены искать выход, чтобы выполнить требования Пакета мобильности и избежать штрафов. По его словам, чаще всего решением становится перенос работы в другую страну, что нехорошо, так как означает снижение интенсивности деятельности в республике и уменьшение налогов, уплачиваемых в литовский бюджет.
"Литовские компании, лавируя между требованиями Пакета мобильности и желая избежать многотысячных штрафов, создают филиалы и дочерние компании в зарубежных странах. Например, учреждают компанию в Германии, где немецкая транспортная лицензия решает вопрос с возвратом водителей и тягачей, так как география выполняемых работ совпадает с центром деятельности. Однако это не решение, потому что еще больше стимулирует перевозчиков уезжать за границу", — заявил Бучинскас.
Между тем генеральный секретарь ассоциации Linava Зенонас Буйвидас отмечает, что требования Пакета мобильности, такие как возвращение водителя в один из центров деятельности, не только пугают перевозчиков штрафами, но и, сами того не желая, вызывают значительные разногласия между владельцем транспортной компании и работником.
"Водители, особенно приехавшие из дальних стран за пределами Евросоюза и желающие заработать, хотят работать дольше по времени, а требования Пакета мобильности запрещают им это делать. Однако работодатель в любом случае должен выполнять требования Пакета мобильности, это приводит к ненужному гневу и разногласиям между работодателем и работником", — считает Буйвидас.
По его словам, поскольку литовские компании продолжают сталкиваться с невыполнением требований Пакета мобильности, со временем их общие убытки могут исчисляться миллионами. А некоторые мелкие предприятия, постоянно получающие штрафы, могут со временем вообще прекратить свою деятельность.
"Чтобы помочь перевозчикам нашей страны уделить больше внимания выполнению требований Пакета мобильности, государство могло бы как минимум не обременять транспортно-логистические компании дополнительными проблемами. Например, решить проблему нехватки водителей, значительно увеличив годовой лимит квот на трудоустройство в стране работников из третьих стран. А еще лучше — полностью отменить квоты или не применять их к списку дефицитных профессий", — заявил Буйвидас.
Он отметил, что некоторые зарубежные страны, такие как Польша, имеют гораздо более гибкую политику трудоустройства для работников из третьих стран. И это становится еще одной причиной для компаний планировать деятельность за пределами Литвы, добавил он.
В последние месяцы транспортный сектор, который является третьим по величине в экономике Литвы с точки зрения уплачиваемых налогов, испытывает серьезные проблемы. По деятельности перевозчиков сильно ударяют антироссийские санкции Евросоюза, которые поддерживают литовские власти, перебои в цепочках поставок и закрытие восточных рынков. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку водителей из-за ограниченного количества квот.
Кроме того, перевозчики не раз заявляли, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание автомобилей стоимость услуг и перевозимых грузов будет расти. Как отмечали в Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava), транспортные компании находятся в критической ситуации.