В России принят закон, в перспективе разрешающий транспортным компаниям из стран ЕАЭС осуществлять автомобильные перевозки грузов между местами разгрузки, расположенными на территории РФ. Этим правом смогут воспользоваться и белорусские перевозчики, но лишь через два года.
Федеральным законом РФ от 29.12.2022 № 627-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Как сообщает ТАСС, в обосновании к новому закону указано, что он принят с целью приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами России в рамках ЕАЭС. Его нормы направлены на поэтапное формирование единого рынка транспортных услуг на территории Союза.
Так, в Законе № 127-ФЗ закрепляется понятие «каботажная автомобильная перевозка». Под ней понимается перевозка грузов или пассажиров иностранными перевозчиками с использованием принадлежащих им транспортных средств, в т.ч. временно ввезенных на территорию РФ, между пунктами, расположенными на ее территории.
Также в названном Законе урегулированы правила таких перевозок., в т.ч. уточнены требования к наличию у водителей иностранных перевозчиков товаросопроводительных документов.
Новые нормы Закона № 127-ФЗ разрешат иностранным перевозчикам, зарегистрированным в государствах – членах ЕАЭС, выполнять каботажные автомобильные перевозки грузов. В то же время для них сохранится запрет на пассажирские перевозки. Кроме того, нельзя будет перевозить опасные грузы.
Совершить внутрироссийскую грузоперевозку автомобильный перевозчик из страны ЕАЭС сможет только после завершения международной перевозки и при условии, что автомобиль прибыл в РФ груженым. На одном и том же транспортном средстве можно будет осуществить до трех последовательных каботажных перевозок грузов между пунктами разгрузки в пределах РФ. При этом последняя из них должна завершиться не позднее 7 дней с момента разгрузки в рамках международной перевозки.
Транспортная компания из ЕАЭС должна заранее проинформировать Ространснадзор о намерении совершить внутрироссийскую грузоперевозку и дождаться от этого федерального органа подтверждения такой возможности.
Нарушение иностранным перевозчиком условий выполнения каботажных перевозок грузов повлечет для транспортера ответственность по законодательству РФ и отстранение от таких перевозок на год.
Изменения в Закон № 127-ФЗ вступят в силу через два года – с 1 марта 2025 г.
Пока же для белорусских перевозчиков сохраняется ряд ограничений при перевозке грузов по территории РФ, в т.ч. транзитом в иные страны ЕАЭС.