Вступающее в силу с 5 февраля эмбарго ЕС на российские нефтепродукты может привести к снижению оптовых цен на дизтопливо в России в феврале и марте, однако стоимость бензина на заправках вряд ли снизится, потому что она индексируется в зависимости от инфляции, считают опрошенные ТАСС эксперты.
На рынке РФ после ввода эмбарго может возникнуть профицит дизтоплива, являющегося одним из основных экспортных продуктов, не исключает эксперт "ИнфоТЭК", зампред набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. "Профицит может быть по дизелю. Товарные бензины в Европу почти не экспортировались (только нафта), поэтому эмбарго на бензины и на их цену влиять не будет. Скорее, эмбарго плюс переход на летние сорта дизеля создадут на какое-то время избыточное предложение на оптовом рынке", - считает он.
Гусев объясняет январское снижение цен на дизтопливо в РФ в опте сезонными факторами, уменьшением спроса и ожиданием ввода эмбарго. "Факторы снижения - во-первых, сезонное. В декабре все массово закупаются из-за праздников. Во-вторых, есть некоторое снижение спроса (на 5-7%) на АЗС по сравнению с прошлым годом. В-третьих, все ожидают, что эмбарго в первые недели действия приведет к затовариванию на внутреннем рынке и дальнейшему снижению цен", - отметил эксперт.
В ценах на АЗС эксперты не ждут особых изменений или считают, что они будут незначительными. "Розница, скорее всего, не изменится, так как она не зависит от биржевого оптового рынка, а индексируется по инфляции", - отмечает Гусев.
По мнению руководителя Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, в ближайшие месяцы цены на топливо на российском внутреннем рынке останутся под давлением, а более долгосрочная динамика зависит от объемов переработки.
"Мы полагаем, что оптовые цены на топливо, вероятно, продолжат снижаться вплоть до апреля. Розничные цены будут стабильны, хотя по бензину возможно небольшое снижение. Есть большая неопределенность, поэтому АЗС не будут снижать цены, пока не поймут ситуацию с объемом предложения продукта на внутреннем рынке к сезонному росту спроса весной", - сказал Мельников.
Между тем замгендиректора Института энергетической стратегии Алексей Мастепанов отметил, что в связи с ростом предложения топлива на внутреннем рынке конкуренция между компаниями может усилиться. "Нужно внимательно следить, чтобы не было никаких сговоров между нефтяными компаниями по поводу уровня цен. Первая задача регуляторных органов - не допустить ценовых сговоров", - считает он.
5 декабря 2022 года вступило в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефти из РФ. Страны G7, ЕС и Австралия ввели потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне $60 за баррель для подчиненных им судов и территорий. С 5 февраля 2023 года начнут действовать эмбарго и потолок цен и на нефтепродукты