Для автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов АО "Судоходная компания "Волжское пароходство" (АО "Волга-флот") выбрала систему 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанную "Деснол Софт". Решение отвечает критериям по импортозамещению.
"Волжское пароходство" выполняет грузовые перевозки на внутренних водных путях России, в сообщении "река-море" и международных морских направлениях. В числе активов компании — 250 единиц сухогрузного и нефтеналивного флота. География деятельности пароходства на внутренних водных путях охватывает территории Северо-Западного, Центрального, Волжского, Азово-Донского, Камского и Бельского бассейнов. Основные маршруты флота "река — море" включают морские порты Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Каспия. Суда перевозят самые разнообразные грузы: зерно, металлы, удобрения, химикаты, нефтепродукты, строительные и негабаритные грузы.
Специфика обслуживания активов судоходной компании в первую очередь связана с их территориальной распределенностью и постоянным перемещением, кроме того, достаточно часто суда находятся в условиях неуверенного приема связи, что осложняет коммуникацию с береговыми службами. Риск отказов и непредвиденных простоев механизмов судовых систем выражен не менее сильно, чем в других отраслях бизнеса. Более того, обеспечить оперативный ремонт не всегда представляется возможным ввиду ограниченного запаса ТМЦ на судне.
В связи с этим, автоматизация процессов учета, планирования и исполнения работ по ремонтам и обслуживанию судового оборудования, а также соблюдение стандартов безопасности имеет особое значение и может позволить свести риски неплановых потерь к минимуму.
В качестве решения для автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов была выбрана система 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанная "Деснол Софт". В числе критериев выбора было и одно из стандартных требований к системе в части ее платформы, т.к. предыдущие два года в компании проводилось внедрение 1С:ERP, и целый комплекс более специфических критериев, по совокупности которых 1С:ТОИР 2 КОРП уверенно лидировал. Немаловажным фактором было и то, что выбранное цифровое решение соответствовало требованиям по импортозамещению.
В 2021 году в АО "Волга-Флот" был реализован проект автоматизации ТОиР, в результате которого компания сформировала уникальную отраслевую подсистему, включающую три крупных процесса управления: техническое обслуживание и ремонт судового оборудования (1С:ТОИР 2 КОРП), снабжение судов ТМЦ и услугами подрядчиков ("Судовой модуль"), управление безопасностью судовождения ("Управление судовой безопасностью").
С помощью 1С:ТОИР 2 КОРП было автоматизировано около 500 рабочих мест. Кроме того, более чем к 250 рабочим местам на борту судов подключен "Судовой модуль", работающий в постоянной связке с 1С:ТОИР.
"В итоге мы получили единую систему, которая позволяет содержать в актуальном порядке информацию о техническом состоянии и материально-техническом снабжении судов, осуществлять эффективный контроль и обеспечение, формировать отчетность с необходимой степенью детализации и повышать уровень системы управления безопасностью за счет автоматизации определенных процессов", - комментирует директор по информационным технологиям АО "Волга-флот" Кирилл Алифанов.
Благодаря комплексу решений компания получила возможность поддерживать регулярную связь между судами и береговыми службами даже с учетом недосягаемости наземных сетей связи во время рейсов. Экипаж судна может в автономном режиме регистрировать события на борту, передавать информацию, вести учет ТМЦ, планировать ремонтные работы, а также получать от береговых служб распоряжения, сведения об исполнении заявок на снабжение и другое.
Одним из ключевых показателей эффективности внедренного решения стало обеспечение безопасности для экипажей, безаварийной эксплуатации судов и окружающей среды. Таким образом, деятельность судоходной компании отвечает национальным и международным стандартов безопасности.
Система охватывает весь транспортный комплекс компании, в который входят суда, работающие в условиях неуверенного приема связи. Для них были разработаны дополнительные инструменты контроля обменов, распределенной базы и каналы получения информации.
За первый год использования системы компании удалось отметить следующие результаты: на 10% сократилась длительность простоев оборудования, на 25% выросла скорость обработки заказов, при этом на 10% снизились трудозатраты в подразделениях, на 10% уменьшился объем складских запасов с ростом их оборачиваемости на 30%.
Кроме уже зафиксированных результатов компания прогнозирует ежегодное снижение простоев флота за счет применения системы управления активами с одновременным сокращением затрат на ТМЦ, экономия на которых может составить более 100 млн рублей за 4 года.