← Коммерческий транспорт

Дефицит грузовиков на российском рынке закрывают китайские производители

В марте 2023 года по сравнению с мартом 2022-го продажи новых грузовиков выросли на 51,6% до 11,3 тыс., к предыдущему февралю – на 30,7%. Продавались в основном грузовики, сделанные в Китае. В марте 2023 года доля китайских грузовых машин на рынке выросла с 9,9 % до 54,4 %, всего их было реализовано более 6 тыс. штук.

Казалось бы, в условиях антироссийских санкций и ухода с российского грузового рынка всех брендов «большой европейской семерки» (DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania, Volvo Truck) преимущество должно были бы получить именно отечественные марки. Но, как сообщает «Автостат Инфо», доля отечественных марок на грузовом рынке также падает: за первый квартал 2023 года с 63,3% до 39,8%.

Основные отечественные производители сейчас работают в максимальном темпе («КАМАЗ», например, заявил, что его конвейер не останавливается две смены по 12 часов). Производство у компаний в прошлом году выросло практически в два раза: у «КАМАЗа» в 2022-м +101,9 % и у «Урала» +120,1%.

«Но производят они продукцию на «главный госзаказ». Поэтому на гражданском рынке предложение отечественных машин ограничено», – пишет «Автостат».

В топ-10 по динамике роста продаж все первые шесть мест заняли китайские марки. Некоторые выросли в сотни раз: например, Sitrak – в 319 раз (до 1,6 тыс.). Рыночная доля бренда выросла с «фоновых» 0,1% до 14,1%. Он стал вторым по продажам в марте. Первое место пока еще занимает «КАМАЗ» с 2946 ед. (–12,9 %), но при почти двукратной потере доли рынка – 26,1% против 45,4% в марте прошлого года. А вот машина этой марки -- магистральный седельный тягач Sitrak C7H 4х2 (клон MAN TGA) -- в разы опередила по продажам отечественный «КАМАЗ-5490 4х2»: в 4,4 раза по марту и в 5,6 раза по первому кварталу.

«Таким образом, можно констатировать, что дефицит, образовавшийся на гражданском рынке грузовиков, активнейшим образом закрывается именно китайскими автопроизводителями», – говорится в сообщении «Автостат. Инфо».

За первый квартал 2023 года продано всего 920 машин европейских брендов «большой семерки», за год компании потеряли долю в сегменте иномарок: было 50,2 %, осталось всего 5,7%. Японские марки – Fuso, Hino и Isuzu – также потеряли большую часть рынка (–79,9% март к марту). По продажам в регионах лидирует Северо-Западный ФО с +78,6%, Уральский округ – чуть не единственный в стране – показал падение (-20,6%).