← Логистика, грузы

В Алтайском крае увеличат объем речных грузоперевозок

В прошлом году в Алтайском крае впервые за последние тридцать лет речные грузовые перевозки превысили один миллион тонн. В регионе с 2015-го планомерно занимаются восстановлением водного транспорта, и за это время почти в четыре раза увеличили грузооборот по рекам. В нынешнем навигационном сезоне речники планируют и дальше наращивать объемы. Но до рекордов советского времени, когда по рекам перевозили до трех миллионов тонн грузов ежегодно, пока далеко.

- Последние три года у нас наблюдается низкий уровень воды в реках. В 2020-м и 2021-м из-за этого несколько сократился навигационный период и, соответственно, грузооборот. Но в прошлом году даже в сложных условиях низкой водности мы достигли исторического максимума по речным перевозкам - 1,18 миллиона тонн. Впервые с 1993 года, - сообщил замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин.

Такой рывок удалось сделать благодаря действующему уже восемь лет трехстороннему соглашению между правительством Алтайского края, администрацией Обского бассейна водных путей и местными предприятиями речной и добывающей отраслей. Ежегодно по этому соглашению из краевого и федерального бюджетов выделяют средства на дноуглубительные работы. В 2022-м инвестиции были увеличены более чем в полтора раза. Из региональной казны на дноуглубление направили 36 миллионов рублей и еще 75 миллионов рублей выделили из федеральной. В предыдущие годы на эти цели направляли около 70 миллионов.

- Мы стараемся увеличивать объем вынимаемого грунта - в прошлом году он превысил 1,3 миллиона кубометров, - а также максимально продлить навигационный период. В соглашении прописано, что он должен быть не менее 110 дней, а фактически в 2022-м сезон речных перевозок продлился 159 дней. Это максимальный эффект, который мы получили с 2015 года. Алтайский край - по-прежнему единственный регион, где действует такое уникальное соглашение о государственно-частном партнерстве, - подчеркнул Дмитрий Коровин.

Если в 2014 году по рекам края перевезли всего 344 тысячи тонн грузов, а навигация длилась меньше трех месяцев, то в 2022-м объем грузоперевозок увеличился почти в четыре раза, а судоходный сезон был больше пяти месяцев.

В основном речники перевозят инертные материалы - щебень, песок. Получатели этих грузов не только дорожники, но и стройиндустрия, прежде всего железобетонные заводы. В крае функционирует три площадки разгрузки - в Барнауле, Усть-Пристани и Камне-на-Оби. В 2022 году начали развивать новые перевалочные площадки в Усть-Пристани, Быстром Истоке, Шелаболихе.

В минтрансе региона отметили, что в первую очередь восстанавливают речные порты и места для выгрузки там, где идут масштабные дорожные работы и необходимы большие объемы инертных материалов. В Барнауле отремонтировали порт Восточный, установили здесь три крана и по нацпроекту проложили подъездную дорогу. Есть планы и дальше расширять географию мест разгрузки.

- В этом сезоне мы планируем увеличить объем перевезенных грузов до 1,3 миллиона тонн и превысить прошлогодний рекорд, - поделился планами начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. - Уже заключены контракты на транспортировку более 1,1 миллиона тонн грузов.