Ограничение топлива для заправки грузовиков является выстрелом в ногу, заявил вице-президент Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков (Linava) Витас Бучинскас.
Так он прокомментировал предложение Комитета Сейма по бюджету и финансам ограничить количество топлива в баках грузовиков до 600 литров.
"Ограничение и запрет не всегда являются лучшим решением. А неправильные решения могут принести больше вреда, чем пользы... К сожалению, такой запрет может стать выстрелом в собственную ногу", — указал Бучинскас.
По его мнению, после введения ограничений обязательно начнут проверять количество топлива в баках, и это приведет к увеличению очередей на литовских пограничных пунктах. Что еще хуже, считает он, значительно снизится привлекательность Литвы как транзитной страны, ведь перевозчики будут выбирать более привлекательные маршруты. Все это нанесет финансовый ущерб республике.
"Действительно ли это своевременное решение, когда экономическая ситуация в Европе и Литве и так нестабильна?" — поинтересовался он.
Вице-президент Linava подчеркнул, что было бы логично рассматривать такую идею, если бы потенциальные выгоды оценили "до мельчайших деталей". Например, если бы можно было быть на сто процентов уверенными, что ограниченное количество топлива будет стимулировать транзитных перевозчиков заправляться в Литве, поскольку это пополнит государственный бюджет.
"Однако мы должны быть реалистами. Литва — очень маленькая страна, и если мы рассмотрим расстояния в нашей стране, то увидим, что, например, от пограничного пункта в Мядининкае до Кибартая или Кальварии всего около 250 километров. Грузовику требуется всего 80-90 литров топлива, чтобы добраться туда. Таким образом, даже с баком менее 600 литров грузовик без труда преодолеет все расстояние до Калининграда, где топливо дешевле. Или до Польши, где топливо также будет дешевле после принятого в нашей стране закона о повышении акцизов", — отметил Бучинскас.
По его оценке, вполне вероятно, что из-за запретов перевозчики будут еще чаще выбирать более привлекательные и дешевые маршруты, чтобы сэкономить время и деньги.
"Хорошо ли это? Нет. Потому что государство потеряет грузовые потоки и, потенциально, на миллионы евро меньше налоговых поступлений в бюджет. Конечно, инвестируя в новую систему оплаты за проезд, где она будет рассчитываться на основе пройденного расстояния, государство надеялось получить отдачу не только от Литвы, но и от транзитных перевозчиков. Но произойдет ли это на самом деле?" — указал вице-президент ассоциации.
Говоря об ограничениях, он подчеркнул, что не хватает более четкой информации о том, как будут работать пограничные пункты пропуска, где ограничения потенциально увеличат нагрузку на сотрудников таможни, если будут дополнительные проверки. Также неясно, как будут рассматриваться нарушения, будут ли топливо конфисковывать или облагать дополнительными налогами, не говоря уже о том, что из-за нагрузки могут появиться очереди на границе.
"В настоящее время пограничные пункты пропуска и так загружены. Там проводятся проверки на наличие товаров, подпадающих под санкции. Можно только представить, что произойдет, когда придется полностью проверять и топливные баки. Не думать о большой нагрузке на пограничных пунктах в этом случае просто невозможно. Ведь у нас есть совсем недавний пример, когда Польша закрыла свои пограничные переходы с Белоруссией, и километровые очереди из грузовиков выстроились на литовско-белорусской границе", — напомнил он.
Бучинскас добавил, что в очереди стояли сотни грузовиков, водители ждали "десятки часов без надлежащих условий". Кроме того, очереди росли из-за высокой нагрузки на сотрудников таможни.
"Нет сомнений, что ограничение на количество ввозимого топлива, а также обязательная проверка емкости топливных баков могут снова поставить нас в подобную ситуацию. А длинные очереди и долгое ожидание означают для перевозчиков не что иное, как убытки. Каждый запрет или ограничение, затрагивающее транспортно-логистический сектор, всегда вызывает у меня желание сказать известную пословицу: "Девять раз отмерь, десятый отрежь", — подчеркнул он.
Вице-президент Linava указал, что транспортный сектор Литвы — третий по величине сектор экономики, который в год генерирует 13 процентов ВВП страны. Поэтому, считает он, каждое решение, затрагивающее перевозчиков, чрезвычайно важно.
В начале мая в Сейме обсуждали идею о том, чтобы ввести ограничения на количество топлива в баках грузовиков. Вопрос возник в ходе обсуждения поправок к Закону об акцизах. Так, на заседании Комитета по бюджету и финансам отметили, что Литва "никак не ограничивает количество импортного топлива, которое поступает в баки грузовиков".
"Мы должны смотреть на соседние страны, в данном случае на Польшу. В Польше действует лимит в 600 литров. Были дискуссии о том, чтобы снизить его до 200 литров, но сам принцип заключается в ограничении. Эта страна увидела экономическое обоснование", — указали в комитете.
Проблемы в транспортном секторе Литвы обострились с началом украинского конфликта, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Россией и Белоруссией. По деятельности перевозчиков сильно ударяют антироссийские санкции, которые литовские власти активно поддерживают. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей. Также в конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за невыполнения новых положений Пакета мобильности.
Перевозчики неоднократно жаловались, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание машин стоимость услуг и перевозимых грузов будет расти. В ассоциации перевозчиков указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.