На заседании правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось 26 мая, было поддержано предложение продлить до конца года применение временных правил определения очередности перевозок грузов по сети РЖД, которые истекают 1 июля. Об этом РБК сообщили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова (возглавляет правкомиссию). Там добавили, что за продление этих правил высказались большинство участников заседания.
До прошлого года в России действовали правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которые обеспечивали очередность доступа грузоотправителей к перевозкам. Но в марте 2022 года, после начала спецоперации России на Украине и введения международных санкций, правительство отменило этот порядок и ввело временные правила доступа грузов на сеть РЖД, которые, в частности, позволяют вывозить на Восток товары других регионов, потерявших европейские рынки сбыта. Это связано с тем, что часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта и им пришлось переориентировать поставки из Европы в Азию — в основном через порты Дальнего Востока.
Новый порядок доступа на сеть РЖД уже неоднократно продлевали, последний раз в конце 2022 года. Против этого выступали в первую очередь угольные компании, поскольку они утратили приоритет на вывоз своей продукции по Восточному полигону (БАМу и Транссибу) из ключевых регионов, таких как Кузбасс, Бурятия, Хакасия и Тыва. Но в конце марта глава РЖД Олег Белозеров, выступая на итоговой коллегии Минтранса, предложил продлить правила еще раз, до конца года. «Эти правила [временного доступа к железнодорожной сети] 1 июля заканчивают деятельность, но президентом Российской Федерации даются новые указания, мы сейчас совершенствуем тот формат, который есть. Просили бы [отмену] ПНД продлить до конца года», — сказал тогда он.
Правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД устанавливают приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые разделены на категории по значимости — от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.