Для популяризации электронных навигационных карт (ЭНК) внутренних водных путей (ВВП) необходимо снизить их стоимость для конечного потребителя, обеспечить периодичность обновления и наличие доступных систем отображения. Такое мнение, как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», во время научно-практической конференции «Современные методы эксплуатации внутренних водных путей РФ» высказал заместитель начальника службы картографии и инноваций ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Глеб Чистяков.
Он уточнил, что стоимость традиционных электронно-картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС) при установке на судно может начинаться от 500 тыс. рублей, что для судов внутреннего водного транспорта довольно дорого. При этом некоторые современные планшеты и ноутбуки по своей мощности и характеристикам не уступают ЭКНИС в части отображения карт. Более того, в 2022 году Российское классификационное общество (РКО) внесло изменения, касающиеся применения систем отображения электронных навигационных карт, благодаря чему сейчас не требуется сертификация ни самого оборудования (только Ростест), ни программного обеспечения. Сертифицировать необходимо только крепление оборудования в рубке, если есть желание его закрепить.
По словам Глеба Чистякова, сегодня некоторые компании готовы сделать специальные приложения или программы для бытовых устройств типа планшетов и ноутбуков, загрузив которые можно будет пользоваться ЭНК. Однако открытым остается вопрос, во сколько на выходе такой продукт обойдется судовладельцам.
Что касается стоимости самих электронных навигационных карт, то она регламентируется постановлением правительства №299, где прописана конкретная формула. Данный документ, по мнению специалистов, требует корректировок либо дополнительных разъяснений, поскольку в отличие от топографической карты графическое изображение покрывает не всю площадь, а только участок водного пути с навигационными данными.
«Корректура — является преимуществом ЭНК. При этом если в бассейне все еще существуют бумажные карты помимо электронных, то изменения должны одновременно вноситься и в оба варианта, чтобы судоводители пользовались одним и тем же. Разногласия могут стать предпосылкой к транспортному происшествию. Каждая администрация сама решает, с какой периодичностью они готовы заниматься корректурой электронных карт. «Волго-Балт» готов ежемесячно на своих путях такую корректуру давать, предоставлять файлы, а выпуски для бумажных карт размещать на официальном сайте, а также направлять в администрацию Волжского бассейна для помещения в сводный выпуск», — рассказал Глеб Чистяков.