← Негабаритные и опасные грузы

Два новых танкера "дочки" "КазМунайГаза" будут перевозить до 800 тыс. тонн нефти в год

800 тыс. тонн нефти в год будут перевозить по Каспию начиная с осени 2023 года два танкера, приобретенных компанией Caspian Integrated Maritime Solutions (CIMS, совместное предприятие «КазМунайГаза» и Abu Dhabi Ports (ОАЭ), сообщил «КазМунайГаз» «Курсиву».

«В рамках реализации сотрудничества CIMS приобрело два танкера дедвейтом 8 тысяч тонн каждый, стоимость одного танкера составила около 15 млн долларов США. Осенью текущего года данные танкеры прибудут в Каспийское море (Актау) и начнут оперирование. Мощность транспортировки двух приобретаемых танкеров по маршруту Актау – Баку составит около 800 тыс. тонн в год», – говорится в ответе на запрос «Курсива».

При этом партнерами предусматривается дальнейшее развитие танкерного флота, а решения о приобретении танкеров будут приниматься на основе ожидаемых объемов морских перевозок. В КМГ видят необходимость в обновлении и развитии танкерного флота Казахстана с учетом перспектив роста морских перевозок по Транскаспийскому маршруту.

В соответствии с достигнутыми договоренностями между КМГ и азербайджанской SOCAR в текущем году начата транспортировка казахстанской нефти по маршруту Актау – Баку – Джейхан (Турция) ежегодным объемом 1,5 млн тонн. Транспортировка нефти по маршруту осуществляется на паритетной основе (50%/50%). От казахстанской стороны морским перевозчиком определен «Казмортрансфлот» («дочка» КМГ), а от азербайджанской – ASCO.

«В настоящее время совместно с азербайджанской стороной разрабатывается дальнейший план увеличения объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджанской Республики», – сообщили в КМГ.

В нацкомпании считают маршрут Актау – Баку – Джейхан приоритетным экспортным направлением, учитывая наличие значительных свободных транспортных мощностей и выхода в Средиземное море (турецкий портовый терминал в Джейхане расположен на Средиземном море). По предложению азербайджанской стороны КМГ также изучает возможность использования нефтепровода Баку – Супса и потенциальные железнодорожные маршруты. При этом направление транспортировки нефти, отмечают в компании, будет зависеть от экономической эффективности маршрута и стоимости транспортировки.

Танкеры «Казмортрансфлота», используемые для перевозки нефти по маршруту Актау – Баку, отвечают требованиям международных нефтяных компаний МНК. Все танкеры «Казмортрансфлота» уже задействованы в транскаспийских перевозках. Поэтому в КМГ не исключают возможность аренды СП аналогичных танкеров для перевозки нефти в случае возникновения большого спроса по данному маршруту.

В компании отмечают, что отгрузка нефти в Актау идет на суда под казахстанским и азербайджанским флагами, а стоимость фрахта может существенно варьироваться в зависимости от типа и размера судна, расстояния между портами и условий контрактов. В качестве одной из причин наращивания собственного танкерного флота на Каспии в КМГ называют возможность иметь более высокий уровень контроля над качеством и безопасностью перевозок.

При этом в «КазМунайГазе» сообщили, что ряд компаний рассматривают возможность организации соответствующего судостроительного производства в Казахстане.

«В настоящее время инфраструктуры для строительства флота в Казахстане не имеется. При этом рядом судостроительных компаний рассматривается возможность организации строительства морских судов в Казахстане. Решения о реализации таких проектов будут приниматься исходя из экономической и практической целесообразности», – отмечается в ответе.

Кроме того, в нацкомпании сообщили, что «КазМунайГаз» и партнеры не рассматривают вариант прокладки нефтепровода по дну Каспия для экспорта казахстанской нефти.

В начале апреля возглавлявший в тот момент министерство энергетики Болат Акчулаков (в апреле его сменил на этом посту бывший председатель правления «Самрук-Казыны» Алмасадам Саткалиев) заявил, что Казахстан должен вернуться к проекту выпуска танкеров и других судов, чтобы обеспечить перевозку различных грузов на Каспии с ростом активности на море.

«Еще не купили, по нашему мнению, их не только надо покупать, надо ставить в Казахстане заводы по выпуску таких судов», – сказал он, комментируя проект по сотрудничеству между компаниями «КазМунайГаз» и Abu Dhabi Ports Group (ADP) на Каспии.

По мнению главы Минэнерго, развитие перевозок нефти по Каспию сдерживают высокие тарифы на транспортировку. К примеру, до Баку стоимость транспортировки тонны нефти составляет около $100 долларов, в том числе по железной дороге и далее танкером, что кратно дороже, чем отправка на экспорт через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

По его словам, чтобы изучить вопрос транспортировки нефти через Каспий в Баку и далее в Европу, в этом году было заключено соглашение по транспортировке в тестовом режиме 1,5 млн тонн в данном направлении. Минэнерго ведет работу по заключению дополнительных соглашений с заинтересованными сторонами.

«Например, надо строить нефтяные танкеры. Где мы их строить будем, сколько их нужно, где мы их будем завтра ремонтировать. Все эти вопросы мы сейчас совместно решаем», – сказал он.

Акчулаков отметил, что потребность в продукции таких заводов есть. Они будут выпускать не только танкеры, но и другие суда.

В качестве примера потребности в таких судах Акчулаков назвал консорциум NCOC, занимающийся разработкой месторождения Кашаган, где работают 300 судов разных типов. Поэтому, считает он, нужен завод по выпуску и ремонту различных судов. Около 12 лет назад в Казахстане уже был похожий проект, который планировалось реализовать вместе с южнокорейской Daewoo, но после очередного кризиса он был приостановлен.

Но теперь вновь возникает потребность в услугах по перевозке различных грузов по Каспию. Ранее такой завод мог разместиться в Ералиево или Курыке. Теперь данный вопрос, считает Акчулаков, надо исследовать повторно.

В конце марта «КазМунайГаз» и Abu Dhabi Ports договорились увеличить танкерный флот для перевозок по Каспию. В частности, речь шла об их совместном предприятии Caspian Integrated Maritime Solutions (CIMS), официально зарегистрированном в феврале текущего года. СП планировало приобретение танкеров дедвейтом 8–12 тыс. тонн.

Также стороны обсуждали наращивание возможностей флота Aframax/Suezmax, используемого в открытых морях. У «дочки» КМГ «Казмортрансфлота» и ADP уже существует собственный пул танкеров, который успешно работает в открытых морях.