Старые танкеры, которые были востребованы в течение последнего года, теперь стали менее привлекательными, вместо этого покупатели ищут суда меньшего тоннажа как с инвестиционной точки зрения, так и для снижения рисков, считает старший аналитик сервиса по отслеживанию и оценке судов VesselsValue Ребекка Галанопулос.
С начала конфликта между Украиной и Россией на рынок было привлечено новое поколение владельцев танкеров, когда часто компания или покупатель, которых невозможно определить, покупали старые суда. В то время, как в первой половине этого года продажи нефти неизвестным или нераскрытым покупателям продолжали расти, составив около 53,6% от общих продаж, средний возраст подержанных танкеров снизился с 18 лет в феврале до 15 лет в настоящее время, отметила Галанопулос.
По ее мнению, одной из причин, по которой покупатели выбирают более новые суда, является опасение по поводу проблем безопасности. Таковые могли появится после инцидента в мае, когда загорелся Aframax Pablo, построенный в 1997 году. "Судно перешло из рук в руки неназванным покупателям в начале этого года", - указывается в статье.
Также, из-за того, что стоимость танкеров находится на своем 15-летнем максимуме, появилось множество кандидатов на продажу. Особенно такая тенденция заметна в секторах VLCC и Aframax. "Мнение покупателей таково, что, если они хотят инвестировать по таким высоким ценам, то предпочли бы потратить еще несколько миллионов на более современный тоннаж, особенно если он оснащены скруббером", - говорится в исследовании.
"Стоимость 15-летних Aframax увеличились примерно на 5,38% с начала июня с $39,35 млн до $41,3 млн, что является самым высоким уровнем с октября 2008 года", - пишет аналитик.
Количество сделок купли-продажи Aframax в первой половине 2023 года выросло примерно на 5% в годовом исчислении. Среди заметных продаж - Aframax Minerva Zoe (дедвейтом 105,3 тысячи тонн, построен в марте 2004 года Hyundai Samho HI), проданный китайским покупателям за $31 млн", - приводит данные VesselsValue.
Однако, вместе с этим цены на устаревшие VLCC в последнее время резко упали, и с начала третьего квартала 2023 года стоимость 20-летних судов снизилась примерно на 6,89% - с $44,1 млн до $41,1 млн. Продажи также сократились - до 7 во втором квартале по сравнению с 32 в начале года, а по сравнению с первым полугодием 2022 года этот показатель снизился на 36%. Заметные продажи включают Lulu (дедвейтом 316,5 тысячи тонн, июль 2003 года, Hyundai Heavy Ind), который был продан неизвестным китайским покупателям за $42,5 млн.