Компания «Казмортрансфлот» (КМТФ, «дочка» «КазМунайГаза») увеличила число судов, готовых к перевозке из Актау в Баку урана, продаваемого компанией «Казатомпром», с одного до трех, сообщил «Курсиву» генеральный директор КМТФ Айдар Оржанов.
«Мы это тоже слышим. Нам эта информация пришла письменно. У нас было одобрено одно судно-контейнеровоз для транспортировки (урана. – «Курсив»), мы теперь одобрили все три, чтобы, если вдруг объем вырастет и не будет хватать, мы подключим другие суда. То есть лицензию получили на все три судна», – сказал он, отвечая на вопрос «Курсива».
По словам Оржанова, применение маршрута не связано со стремлением наладить поставки в обход России.
«Казатомпром» поставлял в конце первого полугодия 58% всего урана в западные страны через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), пролегающий из порта Актау в азербайджанский Баку и далее через Грузию в страны Европы. При этом компания планировала увеличить этот показатель к концу текущего года до 71%. Исторически основным маршрутом транзита казахстанского урана на мировой рынок был железнодорожный маршрут до российского Санкт-Петербурга, откуда топливо доставлялось до потребителей морем. Однако после февраля 2022 года западные потребители стали настаивать на переориентировании перевозки в обход РФ.
Согласно отчетности за первое полугодие, ключевым потребителем «Казатомпрома» являлся Китай, который приобрел за этот период урана на 218,6 млрд тенге по сравнению с 97,5 млрд тенге в первом полугодии 2022 года.
Также группа осуществила продажи в следующие страны: США – 118 млрд тенге (60,3 млрд тенге), РФ – 72 млрд тенге (30,7 млрд тенге), Казахстан – 55,5 млрд тенге (60,7 млрд тенге), Франция – 51,8 млрд тенге (28,7 млрд тенге), Нидерланды – 48,4 млрд тенге (0), Канада – 30,7 млрд тенге (64,9 млрд тенге), Великобритания – 4,6 млрд тенге (116,2 млрд тенге), другие страны – 19,1 млрд тенге (35,1 млрд тенге). Всего выручка составила 618,7 млрд и 493,7 млрд тенге соответственно.
Флот КМТФ насчитывает 15 судов, в том числе два танкера дедвейтом 115 тыс. тонн каждый, перевозящих нефть в открытых морях. На Каспии КМТФ имеет три танкера дедвейтом 12 тыс. тонн каждый и получит в ближайшее время два танкера по 8 тыс. тонн. Также у КМТФ есть в управлении два танкера, предоставленных ОАЭ. Кроме того, у компании есть три контейнеровоза дедвейтом по 5 тыс. тонн (350 двадцатифутовых контейнеров одновременно) и три буксира, которые были сданы в аренду в Персидский залив. Два сухогруза возят на Каспии зерно и другие грузы. В контейнерах перевозится уран, катодная медь, алюминий и другие грузы, включая зерновые высокого качества. В частности, в январе-августе из Актау в Баку было перевезено 866 двадцатифутовых эквивалента (ДФЭ или двадцатифутовые контейнеры) алюминия, 1403 ДФЭ катодной меди, 63 ДФЭ меди и 103 ДФЭ асбеста.
Ранее перевозки урана осуществлялись только одним контейнеровозом, получившим соответствующую лицензию. Он полностью загружался в Актау контейнерами с ураном, чтобы обезопасить другие грузы. Это происходит по мере накопления достаточной партии для загрузки одного судна.
«Сейчас перевозим уран. Это примерно раз в два-три месяца контейнеры с ураном перевозятся отдельно от других контейнеров – это связано с безопасностью. Мы раз в два-три месяца возим полный контейнеровоз из Актау в Баку», – сказал он журналистам.
Как сообщили в КМТФ, по данному маршруту было несколько поставок в этом году: 103 двадцатифутовых контейнера 28 января, 15 контейнеров — 28 февраля, 54 контейнера — 4 сентября и 56 контейнеров — 15 сентября. Общий объем поставок составил 228 контейнеров с концентратом урана.
По его словам, уран также должен перевозиться на паритетной основе, то есть соответствующая азербайджанская компания должна перевозить аналогичные объемы по данному маршруту. Однако из-за небольших объемов перевозок пока уран из Актау в Баку возит только казахстанская компания. КМТФ также ведет переговоры Abu Dhabi Ports Group (ОАЭ) о возможности перевозки казахстанского урана и из грузинского порта Поти, куда топливо поступает из Баку. «КазМунайГаз» и Abu Dhabi Ports Group открыли совместное предприятие – Caspian Integrated Maritime Solutions (CIMS), которое займется перевозкой топливных и других грузов на Каспии и в других бассейнах.
«Из Поти пока не возим. Как раз обсуждаем транспортировку в сотрудничестве с Abu Dhabi Ports Group, чтобы организовать транспортировку», – сказал Оржанов.