← Склады и грузовые терминалы

В "Великом камне" прошла сделка по смене акционеров компании, строящей мультимодальный контейнерный терминал

Беларусь имеет высокий логистический потенциал. Через нашу страну проходят важнейшие маршруты, связывающие Запад и Восток. Именно поэтому наша территория имеет ключевое значение для китайской инициативы «Один пояс — один путь». С целью развития торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Западной Европой в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» было запланировано возведение мультимодального контейнерного терминала. Данный проект должен присоединить нашу страну к международной железнодорожной сети, объединяющей Европу, Китай, страны Балтии и Черноморского региона. Вместе с тем в связи с санкционным давлением проект пришлось переформатировать. Но работа над ним не остановилась. На данный момент терминал сменил акционеров и размеренно движется к этапу строительства.

Активная документарная часть работы над организацией мультимодального контейнерного терминала в «Великом камне» началась в 2018 году, когда немецкая компания АО «Дуйсбургер Хафен», управляющая портом Дуйсбурга, решила принять участие в его строительстве. Тогда же зарубежная компания зарегистрировалась в парке юридически и вошла в проект «Евразийский железнодорожный гейтвэй». Немецкие представители были заинтересованы в «Великом камне» как в логистическом операторе из-за сотрудничества с партнерами в Китае. Как раз для развития перспективных проектов предусматривалось построить бимодальный контейнерный терминал на территории парка, который мог обеспечить ускоренный прямой выход товаров из Китая в Европу и наоборот.

В 2022-м из-за санкций немецкая компания вышла из проекта. Первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев прокомментировал ситуацию следующим образом:

— Изначально на территории индустриального парка планировалось строительство железнодорожного бимодального терминала. Наш резидент «Евразийский железнодорожный гейтвэй» — проект, в котором участвовали немецкая, белорусская и китайская стороны. Но АО «Дуйсбургер Хафен» был вынужден покинуть проект в Беларуси в связи с санкциями. Прошла процедура по его выходу из состава акционеров. При этом проект бимодального транспортно-логистического центра ни в коем случае не отменяется. Происходит смена акционеров, команд-разработчиков. Мы в свою очередь ищем замену — ведем переговоры. Как минимум два участника на эту роль уже есть.

Чтобы не выходить за намеченные планы по строительству логистической инфраструктуры, в «Великом камне» вели поиск потенциальных партнеров, кому был бы интересен данный проект. Кирилл Коротеев отметил, что на данный момент уже установлена договоренность с белорусским предприятием, у которого есть потребность в дальнейшем наращивании мощностей, поэтому их заинтересовал вопрос участия в проекте по строительству терминала.

По словам Кирилла Коротеева, в конце августа текущего года была успешно закрыта сделка по вхождению нового участника в состав компании — резидента парка «Евразийский железнодорожный гейтвэй»:

— Это был длительный процесс, но он успешно завершился. Мы закрыли эту сделку и начинаем новую страницу по возведению терминала в новом составе акционеров.

Как и планировалось изначально, терминал построят в индустриальном парке на площади около 80 гектаров. В проекте будут применяться передовые решения в строительстве с внедрением современного терминального оборудования. Предусматривается, что около 30 гектаров будут задействованы под терминал, железнодорожные пути и площадку для хранения контейнеров, офисные здания и другие объекты инфраструктуры. Около 50 гектаров отойдут под логистическую зону.

В терминале станет оказываться полный спектр логистических услуг. Проект позволит развить производственную логистику, когда на территории терминала будут размещены не только склады, но и созданы условия для переработки товаров, фасовки, упаковки и многих других операций.

— Как и было заявлено ранее, планируемая мощность терминала составит 180 тысяч контейнеров в 20-футовом эквиваленте (ДФЭ) в год с возможностью расширения до 500 тысяч ДФЭ в год и более. Объем инвестиций на начальном этапе — более 35 миллионов евро.

Кирилл Коротеев также обратил внимание, что этот проект нацелен на перспективу и в будущем поспособствует открытию новых рынков для экспорта широкого спектра белорусской продукции.