Азербайджанские предприниматели, занятые международными грузоперевозками, требуют защитить их права, создав условия для беспрепятственной деятельности на территории соседних стран.
Фуры азербайджанских грузоперевозчиков простаивают в гаражах из-за недостаточного количества разрешений (или, как их называют сами водители, "дозволов") на транспортировку товаров из Ирана в Россию и обратно. В таких условиях их место занимают дальнобойщики из соседних стран.
О сложившейся ситуации Sputnik Азербайджан рассказал глава международной транспортной компании Arkivan-Transport LLC Абдулла Абдуллаев.
По его словам, во всем мире в сфере международных грузоперевозок выдаются разрешения на транспортировку грузов по территории той или иной страны. Это своего рода виза для водителей грузовиков. Азербайджан выдает бланки разрешения для транзитных перевозок через свою территорию грузовикам из России, Ирана и Казахстана. В свою очередь, азербайджанские дальнобойщики нуждаются в получении разрешений на перевозку грузов из соседних стран в третьи государства – из Ирана в Россию и обратно.
"Дело в том, что все иностранные перевозчики нуждаются в осуществлении транзитных перевозок через территорию Азербайджана. Азербайджанским же дальнобойщикам не нужны разрешения на транзит, необходимы непосредственно бланки с разрешениями для поездок в соседние страны", - говорит Абдуллаев.
По его словам, Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана выдало 80 тыс. бланков для российского грузового транспорта, в то время как азербайджанским перевозчикам предоставили около 40 тыс. российских бланков. Иран предоставил Азербайджану 30 тыс. бланков разрешений, в то время как сам получил 100 тыс. бланков на транзит грузов. Кроме того, бланки на транзит грузов через Азербайджан предоставили Казахстану.
Абдуллаев предлагает министерству ограничить число разрешений для иностранных перевозчиков, пока соседние страны не станут выдавать такое же количество разрешений Азербайджану. По его словам, только так можно защитить права местных предпринимателей.
Сегодня в республике насчитывается 12 тыс. единиц грузового транспорта, из которых 30-40% деятельность зависят от иностранных бланков разрешений.
Отметим, что в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Азербайджана, куда обратился Sputnik Азербайджан, комментировать проблему отказались, отметив, что это не входит в их полномочия, хотя организация была создана для защиты интересов предпринимателей. В ассоциации порекомендовали обратиться в Азербайджанское агентство наземного транспорта.
Однако редакции не удалось дозвониться до агентства, чтобы получить хоть какое-то внятное объяснение сложившейся ситуации.
Следует отметить, что проблема с дефицитом разрешений не новая. Еще в прошлом году четыре дальнобойщика – водители фур попытались привлечь к ней внимание, перекрыв дорогу в Баку.
Напомним, утром 17 февраля почти все СМИ сообщили о том, что четыре фуры перекрыли основную трассу столицы – проспект Гейдара Алиева. На одной из фур водители разместили баннер, на котором объясняли свои действия.
"Начальник Государственной службы автотранспорта Анар Рзаев и завотделом Малик Алиев! Дайте разрешительные листы. Товары портятся. Мы обанкротились!" – написали недовольные водители на баннере.
Как выяснилось, все четыре водителя представляли одну из местных логистических фирм. Тогда полиция задержала протестующих. Фуры увезли с дороги, движение восстановили, а в отношении дальнобойщиков возбудили уголовное дело.
После инцидента с водителями выдача разрешений была поручена Азербайджанскому агентству наземного транспорта. Сегодня для получения документа достаточно заплатить пошлину в размере $20 и представить свои документы. Но что делать, если бланков нет? Возникший дефицит разрешений не отрицает ни один дальнобойщик. Сегодня, спустя год, предприниматели говорят, что не находят никого в структуре, чтобы рассказать им о своей проблеме или получить совет, как ее решить.
Глава транспортной компании Wolf Transport Шахин Алиев кратко описал ситуацию Sputnik Азербайджан.
Во-первых, Азербайджан не имеет таких объемов грузов, которые могли бы доставлять местные перевозчики. Для России и Ирана в приоритете загрузка своих машин, а оставшиеся разрешения распределяются между странами по мере необходимости, в том числе выдаются азербайджанским водителям, отметил он.
"Понятное дело, что Россия выдает перевозчикам других стран ограниченное число бланков. России и Ирану выгодно, чтобы их груз доставляли свои перевозчики. Азербайджан, в свою очередь, ставит определенные условия, стремясь обмениваться бланками. Азербайджанским перевозчикам нужны разрешения для проезда по территории третьей страны, России таких разрешений от Азербайджана не нужно. Что касается разрешений на транзит, то их в достаточном количестве", – рассказал собеседник.
Во-вторых, продолжил он, в Азербайджане сильно возросла конкуренция на рынке. Всего за несколько лет число грузовиков увеличилось с 3,5 тысяч до 12 тысяч.
В-третьих, азербайджанские водители не могут выезжать за пределы небольшого числа стран. Почти месяц, как Казахстан и Монголия перестали предоставлять разрешения Азербайджану. Причину не называют. Поездки в Европу вообще стали пределом мечтаний. ЕС требует, чтобы въезжающий в Европу транспорт соответствовал стандартам Евро-6 и за каждую машину вносили крупную сумму депозита.
В-четвертых, отсутствует рациональное распределение. Число разрешений на перевозку ограничено. Некоторые предприниматели получают слишком много бланков и потом держат их при себе, в то время как другие перевозчики вовсе не могут их получить.
"У нас были дни и похуже. Правительство сделало очень многое в нашей сфере, хотя разрешений по-прежнему не хватает", – отметил собеседник.