Ужесточение в Литве проверок водителей-дальнобойщиков, которых "сдают в аренду" иностранным компаниям, дало первые положительные результаты, сообщает пресс-служба Департамента миграции балтийской республики.
Ведомство ужесточило проверки подозрительных компаний и приняло дополнительные меры контроля после состоявшегося в начале сентября межведомственного совещания, направленного на предотвращение нечестного найма работников в транспортной сфере.
Инициативы направлены на выявление компаний, называемых в Литве и Западной Европе "почтовыми ящиками", которые не имеют транспортных лицензий и грузовых автомобилей, но тайно "арендуют" приглашенных в Литву иностранных водителей для работы в других странах ЕС. Таким образом, водители-дальнобойщики, получившие право на работу в Литве, фактически нелегально трудятся в других странах Западной Европы.
По данным департамента, в результате таких схем страдает конкурентоспособность честно работающих литовских компаний, падают их доходы, а также быстрее тратятся годовые квоты для работников из третьих стран по недостающим профессиям. Большая часть этих квот обычно отведена иностранцам, занятым в транспортном секторе.
По предварительным оценкам Департамента миграции, таким образом "одалживает" своих сотрудников каждая пятая компания транспортного сектора.
Сообщается, что в ходе более детальных проверок, начавшихся в середине сентября, специалисты ведомства больше внимания уделяли анализу данных, предоставленных иностранцами, которых пригласили в Литву для работы перевозчиками, и дополнительной оценке документов приглашающих компаний.
По результатам усиленных проверок в сентябре было принято 88 решений об отказе в выдаче или продлении разрешения на временное проживание иностранцам, которые якобы намеревались работать или ранее работали водителями-дальнобойщиками в Литве. Больше всего подозрений вызвали сведения, предоставленные гражданами Бангладеш (21 случай) и гражданами Белоруссии (15 случаев), сообщили в Департаменте миграции.
Отмечается, что в октябре 430 иностранцам было отказано в выдаче или замене разрешений: 178 гражданам Бангладеш, 51 азербайджанцу, 48 туркам, 26 пакистанцам и таджикам, 25 белорусам, а также нескольким иностранцам из Узбекистана, Индии и Киргизии.
"Мы видим, что проблема действительно существует, и ее последствия ощущаются в двух аспектах. Во-первых, сотрудники "почтовых ящиков" не только не работают в Литве, но и отнимают часть квот у честных перевозчиков. Во-вторых, такие заемные работники получают право въехать в Шенгенскую зону и, ни для кого не секрет, впоследствии любыми способами пытаются там остаться", — оценила ситуацию директор Департамента миграции Эвелина Гудзинскайте.
В ведомстве подчеркнули, что деятельность так называемых "почтовых ящиков" создает проблемы не только в самой Литве, но и в странах Западной Европы, где также ощущается нехватка водителей грузовых и пассажирских транспортных средств.
"Департаменту миграции приходится принимать дополнительные меры по выявлению случаев злоупотреблений, что увеличивает время рассмотрения заявлений. Кроме того, необходимо не только тщательно оценивать, какие компании приглашают иностранцев и какую деятельность они осуществляют, но и контролировать, выполняют ли работодатели свои обязательства перед работниками, не злоупотребляют ли они миграционными процедурами и не нарушают ли правила трудоустройства иностранцев", — заявила Гудзинскайте.
По ее словам, Департамент миграции по-прежнему намерен продолжить детальные проверки так называемых "почтовых ящиков".
Ранее в Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков Linava пожаловались, что в республике участились случаи, когда водители-дальнобойщики из стран, не входящих в ЕС, которые получили право на работу в Литве, незаконно трудятся на иностранные компании. Там заявили, что в секторе обостряются проблемы из-за "недобросовестного бизнеса", и предложили аннулировать разрешение на проживание в Литве таким дальнобойщикам.
Проблемы в транспортном секторе балтийской республике обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Москвой и Минском. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые власти Литвы активно поддерживают. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей. В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будет расти. В Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.