Литовские транспортно-логистические компании оценивают уходящий год как сложный, прибыть компаний сократилась, а необходимость квот на трудоустройство рабочих из третьих стран вызывает сомнения.
Генеральный секретарь Международного альянса транспорта и логистики (TTLA) Повилас Дрижас утверждает, что деятельность автомобильных транспортных компаний достигла своего пика в последнем квартале 2022 года, когда резко возрос спрос на их услуги. По его словам, ситуация кардинально изменилась в начале этого года, когда произошел резкий спад спроса.
"Согласно анализу TTLA, доля доходов от экспорта транспортных услуг в пересчете на тонно-километр в первом квартале 2023 года по сравнению с четвертым кварталом 2022 года сократилась на 39 процентов", - сообщил Дрижас в интервью литовским СМИ.
Он также отметил, что с 1 декабря этого года в Германии почти в два раза увеличилась плата за выбросы CO2, поэтому у литовских перевозчиков, осуществляющих перевозки в Германии, соответственно выросли эксплуатационные расходы и ценовая составляющая услуг. Другие страны ЕС также рассматривают возможность повышения налогов на автомобильный транспорт в рамках так называемой политики зеленой трансформации, отметил Дрижас.
Генеральный секретарь Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас заявил, что в этом году у ассоциации было много проблем, как и годом ранее. Он подчеркнул, что чрезвычайно важным остается вопрос квот для рабочих из третьих стран, что, по мнению Буйвидаса, создает пробелы для успешного набора профессиональных дальнобойщиков.
"В 2023 году было выделено 21,6 тысячи квот, но после того, как они закончились, в ноябре их число в сфере услуг было увеличено на 3,5 тысячи. Ассоциация Linava в середине года заявляла, что третий год подряд квоты истекут раньше срока. Именно это и произошло", - заявил Буйвидас.
"До сих пор предпринимаются попытки доказать, что квоты не помогают, а лишь добавляют дополнительную административную нагрузку. Транспортный сектор хорошо помнит, как до введения квот существовал список недостающих профессий, согласно которому упрощалась процедура и можно было ввозить недостающих работников из стран, не входящих в ЕС. Именно список недостающих профессий (тот факт, включена или не включена профессия в этот список) позволяет защитить рынок труда и снизить бюрократическую нагрузку", - пояснил он.
Проблемы в транспортном секторе балтийской республики обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Москвой и Минском. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые власти Литвы активно поддерживают. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей. В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будет расти. В Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.