На границе с Китаем скопилось около 80 поездов с российским грузом, которые «держат» вагоны, запланированные под импорт. Сроки доставки увеличатся в среднем на 25-30%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов.
Как пишет издание, в декабре КНР резко сократила план по приему экспортных поездов из России. В это же время РЖД увеличила длину контейнерных поездов до 71 вагона, и участники рынка считают, что это может создавать проблемы на стыке с железными дорогами Китая и Монголии.
Также, по мнению перевозчиков, целый ряд крупных узловых станций РЖД не готов к приему и формированию контейнерных поездов новой длины. Комментирует президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:
Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры:
«Задачи, которые поставила и реализовала РЖД этим решением, — это увеличение количества контейнеров, которые могут быть отправлены одним поездом, за счет увеличения длины. Именно это решение не повлияло на то, что у нас возникли пробки на границе с Китаем. Это вопрос просто количества обмена, поскольку, когда у нас принимается план к перевозке, он согласуется в том числе и китайской стороной. То есть сказать, что мы сейчас отправили какое-то количество контейнеров, которые Китай был не готов принять, это неправильно. Другое дело, что китайцы очень часто не выполняют свою норму, то есть, условно говоря, вместо 15 поездов они могут взять и десять, и восемь поездов и так далее. За счет этого как раз и формируются эти пробки, а не за счет того, что мы им отправили количество контейнеров, превышающее технические возможности.
Каждый контейнер, который отправляется из России в сторону Китая, согласован китайской стороной к приему. И, соответственно, если китайцы видят, что тот объем, который мы заявляем, превышает их перерабатывающую способность, они отказывают в приеме. Другое дело, что удлинение контейнерного поезда дает определенные проблемы при пропуске их до погранпереходов на территории России. У нас не на всех станциях эти поезда можно обрабатывать, то есть не хватает длины приемо-отправочных путей, 71 — длинный состав получается, а пути короткие. То есть его принять, например, на боковой путь для пропуска какого-нибудь поезда невозможно, не влезает по границе станции. РЖД создали рабочую группу совместно с грузоотправителями, они над этим вопросом работают. Я думаю, что за январь-февраль, максимум март, все будут нюансы с этим сняты. А вопрос работы погранпереходов — это уже вопрос взаимодействия РЖД и Китайских железных дорог в части того, что китайцы пошли навстречу, но до сих пор считают, что это пилотный проект, чтобы пункты пропуска на погранпереходах работали круглосуточно. То есть наши-то работают все время круглосуточно, а китайские — не все время. То есть да, мы большее количество контейнеров на погранпереход привезем, и если китайцы будут с нами работать в круглосуточном режиме и динамично, то это будет очень хорошо. Если же, как сейчас, иногда китайцы спотыкаются, это в целом влияет негативно на ситуацию вокруг погранпереходов».
В целом эксперты оценивают инициативу по увеличению длины поездов как позитивную для рынка. В отрасли она повысит провозную способность и доступность локомотивных бригад. С другой стороны, они признают, что проблемы на ряде погранпереходов могут привести к переключению части грузопотока на морские сервисы.