Вступление в силу федерального закона "О северном завозе" существенно расширит перечень поставляемой продовольственной продукции. Такое мнение выразили ТАСС в министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
"Вступление в силу закона, подзаконных актов связано, можно сказать, с переломным изменением в сфере продовольственного снабжения. Если ранее субсидировались 12 видов продуктов, отнесенных к социально значимым продовольственным товарам (СЗПТ), то, согласно утвержденному правительством РФ перечню грузов северного завоза первой категории, подлежат субсидированию завоза уже 73 наименования продовольственных товаров. Это означает, что большая часть продуктов на прилавках магазинов будет завозиться с государственной поддержкой и реализовываться с ограниченной торговой надбавкой", - рассказали в министерстве.
Как отметили в министерстве, это позволит приблизиться к решению одной из стратегических задач социального характера по обеспечению экономической и физической доступности продовольственных товаров жителям отдаленных, труднодоступных поселений. Основные изменения в северном завозе начнутся с 2025 года. Кроме этого, отдельные положения закона имеют отложенное действие и начнут реализовываться с 2026 года. В целом 2024 год - год разработки, обновления нормативной базы и формирования государственного бюджета, учитывающего новые положения федерального закона, уточнили в ведомстве.
В Якутии круглогодичным завозом социально значимых продовольственных товаров в арктические районы республики, а также в труднодоступные населенные пункты занимается Арктическая торгово-логистическая компания. Как отметил ее гендиректор Сайдам Степанов, со вступлением в силу нового закона компания надеется получить трехлетние кредиты из федерального бюджета. "Когда мы отрабатывали с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики [при разработке законопроекта], мы объясняли, что бюджетный кредит нам необходимо выделять сроком на 3 года: у нас оборот продовольственных товаров составляет от 2,5 до 3 лет", - сказал Степанов.
Еще одним важным направлением Степанов считает поддержку торгово-логистических центров, которые строятся в арктических районах Якутии. По поручению главы региона Айсена Николаева, до конца 2025 года торгово-логистические центры должны появиться во всех 13 арктических районах республики. Сейчас в арктической зоне работают восемь таких центров.
"Растут расходы по содержанию данных объектов. И чтобы не закладывать их в торговую надбавку на продовольственные товары, конечно, рассчитываем на возмещение по содержанию данных объектов из федерального бюджета согласно статье закона о поддержке опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза", - сказал Степанов.
Он добавил, что особенностью северного завоза в Якутии является преобладание наземного, речного и авиационного транспорта. "В нынешней редакции закона субсидии по возмещению транспортных расходов определены именно по завозу Северным морским путем. У нас же основные объемы доставки грузов сейчас идут по автозимникам, в период навигации - флотом, а также авиарейсами", - уточнил собеседник агентства.