← Топливо, масла и автохимия

Угольщики должны пропустить нефтепродукты вперед по Восточному полигону

На 9,5% выросла отгрузка на железнодорожную сеть бензина и дизельного топлива с начала марта (рост в восточном направлении составил 22,3%). Такие данные предоставляет пресс-служба РЖД. Перевозчик подчеркивает, номенклатура идет на внутренний рынок. А это значит, угольщики, у которых есть приоритет на лимитирующих направлениях, должны потесниться, такое мнение РЖД-Партнеру высказал зампред наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер.

Нефтепродукты, которые используют на внутреннем рынке, должны получить приоритет перед экспортным углем, в этом уверен Дмитрий Гусев, зампред наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер». С его слов угольщики сами должны уступить место на Восточном полигоне, так как «может сложиться уникальная ситуация, когда у тех же угольщиков не будет хватать нефтепродуктов, чтобы добывать уголь», - говорит Д. Гусев.

«Главный приоритет – это внутренний рынок, потребители России. Или им нужно подождать пока угольщики завершат экспортные поставки? Это же нелогично. Не забывайте, что в восточном направлении осуществляется и северный завоз», — отмечает эксперт.

Ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов в конце прошлой неделе обсуждали на заседании штаба, возглавляемым вице-премьером России Александром Новаком. Итог встречи – решение поручить нефтяникам и ОАО «РЖД» обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов. Однако пока участники рынка не готовы ответить однозначно как введение приоритета для нефтепродуктов скажется на очередности отправок по Восточному полигону. В Минэнерго сообщают, что «не будут существенно увеличены поставки по лимитирующим направлениям — поставки будут осуществляться в рамках внутренних потребностей».

Нефть и нефтепродукты за место на лимитирующих направлениях, в частности на Восточном полигоне, конкурируют с углем. Последний идет на экспорт. Бензин, из-за эмбарго действующего с 1 марта, на экспорт не идет.

Составить конкуренцию Восточному полигону мог бы продуктопровод, по которому на восток направят не только дизель, но и бензин, говорит Гусев. Но его нужно или строить, или продлить в восточном направлении продуктопровод Омск - Сокур. Впрочем, угольщики могут перевозить уголь и по рекам.

«Есть же речной транспорт! Весь уголь, в том числе и добываемый в Кемерово, можно спускать по рекам до Севморпути и там перегружать на танкеры. Почему не рассматривается транспортировка угля по рекам? Это же самый дешевый вид транспорта. По крайней мере в летний сезон можно вывозить максимальные объемы угля по рекам, с использованием маршрутов по Севморпути, где тоже стоит задача нарастить грузопотоки», — продолжает Д. Гусев.

Очередной рост цен на бензин и дизельное топливо зафиксированы на биржевых торгах 25 марта. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость тонны летнего дизтоплива увеличилась на 0,13%, до 66 070 рублей, а бензина АИ-92 — на 0,1%, составив 66 тыс. руб. за тонну. Стоимость бензина марки АИ-95 снизилась на 1%, до 66 тыс. руб. Согласно официальной статистике, с 13 по 19 марта суммарный выпуск бензина в России снизился почти на 4% к предыдущему периоду и на 5,2% ниже плана.