← Логистика, грузы

В Латвии в первом квартале резко упал грузооборот портов и число перевозок по железной дороге

Объем грузоперевозок в Латвии снижается как на железной дороге, так и в портах балтийской республики, сообщает издание Baltijas Balss.

За первые три месяца этого года в латвийских портах перевалено 9,781 миллиона тонн грузов, что на 11,3 процента меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Всего с января по март через латвийские порты прошло 5,175 миллиона тонн сыпучих грузов (падение на 11,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Кроме того, было перевалено 1,914 миллиона тонн зерна и зерновых продуктов (рост на 25,7 процента), а также 961,6 тысячи тонн древесной щепы (рост на 56,5 процента), 462 тысячи тонн угля (падение в 3,1 раза) и 121,1 тысячи тонн химических грузов (падение на 9,2 процента).

Объем перевалки генеральных грузов в январе-марте составил 3,431 миллиона тонн - на 2,1 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Через морские гавани прошло 1,331 миллиона тонн контейнерных грузов (рост на 16,1 процента), 1,269 миллиона тонн лесоматериалов (рост на 12,2 процента), а также 758,2 тысячи тонн накатных грузов (падение на 16,3 процента).

В итоге грузооборот снизился в большинстве латвийских портов. Так, за три месяца этого года через Рижский порт было перевалено 4,708 миллиона тонн грузов (падение на 10,8 процента), через Вентспилсский порт – 2,349 миллиона тонн (падение на 25,2 процента), а через Лиепайский порт – 1,954 миллиона тонн (рост на 2,6 процента).

При этом малые порты страны за первые три месяца этого года перевалили 770 тысяч тонн грузов, что на 9,8 процента больше, чем годом ранее. Так, наибольший грузооборот был в Скулте - 378,3 тысячи тонн (рост на 10,8 процента). В Мерсрагском порту было перевалено 197,8 тысячи тонн (рост на 44,1 процента), а в Салацгриве - 179,4 тысячи тонн (падение на три процента).

Кроме того, данные Министерства сообщения свидетельствуют о падении объемов грузоперевозок и по железной дороге страны. Так, за первые три месяца этого года по ним было перевезено 3,238 миллиона тонн грузов, что 25,6 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Так, международные перевозки по железной дороге составили 2,838 миллиона тонн (падение на 28,5 процента), а внутренние перевозки – 400 тысяч тонн (рост на 4,7 процента).

Кроме того, экспортные перевозки в первом квартале этого года составили 476 тысяч тон (падение в 2,5 раза), а импортные - 2,152 миллиона тонн (падение на 15,8 процента).

Объем транзитных грузов за январь-март этого года составил 2,437 миллиона тонн, что на 32 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, объем транзитных грузов, отправленных по железной дороге через порты, составил 2,227 миллиона тонн (падение на 34,1 процента).

При этом наземный транзит через территорию Латвии составил 210 тысяч тонн, что на 2,4 процента больше, чем за январь-март 2023 года.

В прошлом году объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии сократился на 27,6 процента по сравнению с 2022 годом и составил 15,636 миллиона тонн. Кроме того, общий грузооборот латвийских портов составил 38,655 миллиона тонн грузов, что было на 19,6 процента меньше показателей 2022-го.

При этом на протяжении последних нескольких месяцев в Латвии пытаются бороться с товарами и сырьем, которые поступают в республику из России и Белоруссии. Сначала власти запретили импорт зерна из РФ в Латвию, затем ответственные службы нашли в продаже выращенные в России огурцы, которые продавались под видом польских. В дальнейшем появились сообщения, что через порты Латвии и Эстонии в Россию поступала или поступает марганцевая руда и оксид алюминия.

По мнению экспертов, полное прекращение любых экономических отношений с РФ и Белоруссией приведет к полному закрытию латвийских портов и железной дороги.

Однако латвийские власти не собираются отказываться от планов переориентировать порты республики с обслуживания российских и белорусских грузов на "другие виды деятельности". По данным Минсообщения, около двух третей работников латвийских портов уже заняты на производственных предприятиях.

Кроме того, президент Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш заявил, что портам Латвии в скором времени придется в основном обслуживать грузы из Балтийского региона из-за сокращения восточного транзита.

Экономика стран Балтии столкнулась с серьезными трудностями из-за конфликта на Украине и санкций ЕС против России, которые вызвали резкий рост цен на электроэнергию, топливо и продукты питания в Европе и США. Кроме того, в Прибалтике также фиксируется падение железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок. При этом Литва, Латвия и Эстония продолжают активно поддерживать санкции, а также призывают к ужесточению ограничений против РФ.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов отметил, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое из-за драматического снижения объемов транзитного товаропотока. По его словам, санкции, которые ввели страны Балтии, бьют по ним самим. При этом они "в самоубийственном раже" только продолжают наращивать недружественные шаги по отношению к России.