← Коммерческий транспорт

Российский рынок грузовиков с пробегом «просел» в марте на 11%

Российский рынок грузовиков с пробегом в марте этого года сократился на 11% (а это идет в тренде всего грузового рынка) до 26,9 тыс. машин, из которых на долю российских марок пришлось 46,8% или 12,6 тыс. ед., а доля иномарок составила 53,2% или 14,3 тыс. грузовиков соответственно.

За первый квартал вторичный рынок грузовиков снизился на 5,3% в годовом сравнении до 68,5 тыс. машин. Соотношение иномарок и российских марок за этот период -- такое же, как и в марте – 46% и 53% или 36,4 тыс. и 32,1 тыс. машин соответственно.

Продажи китайских брендов на рынке грузовиков с пробегом в марте выросли в 1,5 раза до 2,7 тыс., заняв 10% рынка против 6% (1,8 тыс.) за аналогичный период 2023 года.

А вот Большая европейская семёрка, хотя и потеряла в марте 22% перерегистрацией (до 7,4 тыс.), но все же сохранила долю в 28% против 31,5% годом ранее.

За первый квартал «Биг7» взяла 28,8% (19,7 тыс. ед.) вторичного рынка против 32,5% (23,5 тыс. ед.) годом ранее. Китайские марки заняли 9,4% рынка грузовиков с пробегом (около 6,5 тыс. ед. техники), тогда как годом ранее 5,6% с 4,0 тыс. ед. перерегистраций. По федеральным округам спад перерегистраций грузовых ТС с пробегом в марте наблюдался везде и если в Северо-Западном ФО (доля 9,2%) снижение составило 4,2%, то в Центральном ФО (доля 27,9%) перерегистрации сократились на 11,7%. При этом аутсайдерами стали Дальневосточный ФО (доля 5,8%) с падением на 15,3%, Уральский ФО (доля 7,7%) и Сибирский ФО (12%) – упавшие на 15% каждый.

В рейтинге марок грузовиков с пробегом в марте лидирует КАМАЗ, несмотря на падение на 11,7% (до 6,8 тыс.), с долей 25,2% против 25,4% за март 2023-го. Примечательно что, все первые 8 марок в рейтинге вторичного рынка грузовых машин показали сокращение перерегистраций в отчетный месяц. Второе место у ГАЗа с 2,5 тыс. (-9,5%) и долей 9,3% против 9,1% ранее. На третьей строчке списка стоит МАЗ с 1,7 тыс. (-7,3%) и долей 6,3% (6,0%). На четвертом месте и лучшем среди иномарок Volvo с 1,5 тыс. (-23,8%) и долей 5,7% (6,7%). Топ-5 замыкает Scania c 1,45 тыс. (-22,1%) и долей 5,4% (6,2%).

За квартал расстановка в топ-5 неизменная: КАМАЗ с 17,5 тыс. (-6,3%), за ним ГАЗ с 6,3 тыс. (-4%), МАЗ с 4,2 тыс. (-2,5%), Volvo с 4,1 тыс. (-24,1%) и Scania с 3,9 тыс. (-14,4%).

В рейтинге моделей с пробегом в марте лидирует КАМАЗ-65115 (6х4) с 1010 ед. (-18,1%), далее идут Mercedes-Benz Actros с 966 ед., Volvo FH (4x2) с 808 ед., КАМАЗ-43118 (6х6) с 802 ед. и КАМАЗ-6520 с 737 ед.

Рейтинг моделей за квартал представлен почти той же расстановкой сил: КАМАЗ-65115 с 2,7 тыс. (-4,5%), Mercedes-Benz Actros с 2,4 тыс. (-15,2%), КАМАЗ-43118 с 2,3 тыс. (-7,9%), Volvo FH с 2,1 тыс. (-32,9%) и КАМАЗ-6520 с 2,0 тыс. (+5,3%).

В целом вторичный рынок грузовиков следует за первичным рынком, но с большим временным лагом, поэтому доля «Европейской семерки» падает медленнее, а доля китайцев, которая на рынке новых грузовиков практически мгновенно (за 2022/2023 гг.) «отыграла» европейскую долю, нарастает, хотя и быстро, но все же заметно меньшими темпами. Впрочем, в ближайшее время тренд на усиление китайских марок и на вторичном рынке грузовиков будет проявлять ярче. Причем, по мере выхода их парка за гарантийный срок и общего старения, перерегистрации могут возрасти даже взрывными темпами, во всяком случае в регионах, завязанных на логистику из Китая.