← Автомобильные грузоперевозки

Автоперевозчики в Литве заподозрили власти в новом способе нажиться на них

"Зеленый курс", которым власти оправдывают отказ поддержать требования возвращать часть оплаченного перевозчиками акциза на топливо, является популизмом, который играет на руку лишь узким политическим и экономическим интересам, считает генеральный секретарь Союза перевозчиков Литвы (LVS) Сигитас Жилюс.

Союз перевозчиков Литвы ранее внес в правительство предложение о возврате части акциза на топливо, уплаченного перевозчиками, как это делается в различных странах ЕС. В LVS полагают, что поправки к закону позволили бы в 2025 году перевозчикам вернуть 16 центов за литр купленного дизтоплива.

Однако правительство республики заявило, что данная инициатива неприемлема, поскольку она противоречит "зеленому курсу" ЕС.

Жилюс обратил внимание на то, что в последнее время по всей Европе проходят массовые протесты против "зеленого курса".

"Протестуют фермеры, автовладельцы, перевозчики. А протестуют люди, потому что "зеленый курс" больше похож не на заботу об экологии, а на возможность для отдельных групп интересов заработать больше денег, а также на средство собрать дополнительные налоги государству, прикрываясь благими целями", — заявил он.

Таким образом, "зеленый курс", по словам Жилюса, очень напоминает популизм, выгодный лишь узкому кругу представителей определенных политических и экономических интересов, тогда как для большей части бизнеса подобные заявления означают лишь неоправданно огромные дополнительные затраты, которые просто разоряют мелких и средних перевозчиков.

По подсчетам представителя отрасли, сегодня в Литве дорожающий — также из-за действий государства — дизель и электрические грузовики стоимостью 500 тысяч евро (тогда как дизельные стоят около ста тысяч евро), которые на одной зарядке проезжают около 300 километров (тогда как дизельный грузовик с полным баком проезжает пять тысяч километров). Но для них до сих пор не сделана инфраструктура быстрой зарядки и в будущем может не хватить электричества.

"Однако уже целенаправленно делается все, чтобы перевозчики были обязаны их покупать, что является злостным насилием в отношение автотранспортного бизнеса по всей Европе, в том числе и в Литве. А ведь это один из столпов экономики нашей страны", — подчеркнул Жилюс.

Он подчеркнул, что перевозчики не против экологии, но на данный момент идея "зеленого курса" является слабым аргументом для отклонения конкретного разумного предложения перевозчиков, реализация которого в эти непростые времена могла бы принести им ощутимую выгоду.

Проблемы в транспортном секторе балтийской республики обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Москвой и Минском. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые власти Литвы активно поддерживают. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей. В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.

В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будут расти. В Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.