Автоэксперт по подбору автомобилей Сергей Логинов рассказал о том, какая доля контрафактных запчастей может присутствовать на российском рынке и сколько такие запчасти способны прослужить. Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов рассказал, какие запчасти подделывают чаще и как контрафакт может повлиять на состояние транспортного средства
Контрафактные запчасти под видом оригинальных поставлялись в Россию и до последних санкций, и до пандемии, сообщил автоэксперт по подбору автомобилей Сергей Логинов:
«Сейчас, с ростом стоимости оригинальных запчастей и хороших аналоговых запчастей, доля контрафакта выросла в разы. Если раньше доля контрафакта была не более 10-15%, то сейчас может достигать 30-50%. Площадки для размещения объявлений, где можно купить запчасти, кишат предложениями с ценой ниже, чем у любого дилера запчастей, официального или неофициального. На таких интернет-сервисах запчасть в «оригинальной упаковке» может стоить в два раза дешевле, чем подлинник. Естественно, это контрафакт. Люди ведутся и думают, что смогут обмануть систему и купят оригинал по цене в два раза ниже рыночной. По виду отличить контрафакт может только специалист, и то не всегда, бывают подделки такого качества, что отличить их почти невозможно. В целом доля контрафакта сейчас около 40%».
Контрафактная запчасть по ходовой части – рычаг, блок, амортизатор – будет работать минимум в два раза меньше оригинальной, отметил автоэксперт.
«Даже четверть своего срока такая запчасть может не отработать. Оригинальный амортизатор может проехать до 100 тыс. километров в зависимости от стиля вождения. Контрафакт может потечь через 5 тыс. километров, а в лучшем случае, если качество исполнения неплохое, отработать 20 тыс. километров», — заключил Сергей Логинов.
Долю контрафакта инструментально никто не измеряет, сейчас объём подделок можно оценить только экспертно, отметил заместитель генерального директора «ЕвроАвто», член правления Союза автосервисов России Илья Плисов:
«Начнём с того, что есть запчасти, которые фактически не подделывают. Это фары, блоки управления, двери и т.п. В основном не подделать крупные и высокотехнологичные запчасти и элементы. Цель пиратов – ликвидный ассортимент, который рынок потребляет в большом объёме. Часто подделывают фильтры, колодки, термостаты, свечи – товары, которые сравнительно несложно произвести. Также целью пиратов являются далеко не все бренды. Наиболее часто подделывают оригинал и лидеров в своей группе товаров. В сцеплении это LUK, SACHS и Valeo, свечи – Bosch, NGK и Denso. Детали подвески – Lemforder, TRW. Амортизаторы – KYB, SACHS, Boge. В фильтрах – Mann Hummel, Mahle, Hengst. Страны производства контрафакта– самые разные. Но основные направления поступления подделок – Юго-Восточная Азия, Турция, Индия. Несмотря на то, что в большинстве стран есть собственное законодательство, защищающее интеллектуальные права, тем не менее всегда находится таможенный пост, который менее внимательно досматривает товар, который идёт на экспорт».
Значительных опасностей дорожной безопасности контрафакт, как правило, не несёт, отметил член правления Союза автосервисов России.
«Даже плохого качества колодки и диски как-то работают на автомобиле. Основная проблема достаётся владельцам и автосервисам. Запчасти либо не работают как ожидается, либо имеют короткий срок эксплуатации. Тормозные диски могут «бить в руль» с первого дня, из четырёх свечей одна может не работать сразу, и мотор будет «троить», фильтр с негодной фильтрующей бумагой может совершенно не фильтровать загрязнения, а клапан может вовсе пропускать масло мимо фильтрующего элемента, что приведёт к быстрому износу двигателя. Детали подвески могут не подходить по геометрическим размерам и просто не устанавливаться. Амортизаторы могут начать течь после первых километров», — рассказал Илья Плисов.
Несмотря на кажущуюся простоту изготовления запчастей лучшие производители прошли путь в десятки лет, чтобы детали автомобиля работали долго и надёжно, добавил эксперт.
«Повторить их опыт кустарным способом не получится. Тем не менее цена на оригинальные фильтры и настоящие свечи на маркетплейсах и авторынках такова, что покупатели часто голосуют кошельком за подделку, не оставляя шанса своему автомобилю проработать отведённый производителем срок эксплуатации», — заключил гендиректор «ЕвроАвто».