← Топливо, масла и автохимия

В России на неделе вновь значительно подорожали основные виды топлива

В середине текущей недели в России вновь продолжили расти цены на основные категории горючего на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ, является одним из главных ценовых индикаторов на эту продукцию - ROSNG). Об этом сообщается в материалах биржи.

Сильнее всего подорожал бензин АИ-95 (Премиум) – на 1,98 процента до 52 745 рублей. На втором месте по повышению стоимости оказалась другая популярная марка АИ-92 (Регуляр) – на 1,93% до 46 566. Для сравнения, в апреле обе марки, напротив, дешевели, на 10,7 и 16 соответственно. За ними идёт летнее дизельное топливо, которое подорожало на 1,52 процента, но цена оказалась крупнейшей – 62 068. Зимнее и межсезонное не изменились в цене. Из остальных видов топлива не столь массового использования самым дорогим оказалось топливо для реактивных двигателей – 79 639 руб (+0,1%). Сильнее всего из них подорожали сжиженные углеводородные газы (СУГ) – на 6,21 процента до 10 104. В то же время, топочный мазут подешевел на 3,12 процента до 29 065 рублей.

По данным СМИ, повышение цен произошло из-за информации о том, что российское Правительство может в очередной раз временно разрешить экспорт бензина. Напомним, что впервые запрет на его экспорт, как и дизельного топлива, вводился 21 сентября прошлого года. Это была одна из мер, которая должна была решить проблему с дефицитом всех основных категорий горючего на российском рынке, а также снизить биржевые и розничные цены на него, которые на тот момент вышли на рекорд. Такие проблемы наблюдались в стране с прошлого лета и продолжились осенью. В то же время, для производителей этого горючего, которые поставляют прямым российским потребителям не менее половины своих объёмов, были разрешены поставки дизтоплива по трубопроводам в морские порты. 17 ноября был временно снят запрет на экспорт бензина, а 22-го – летнего дизельного топлива. Эта мера была связана с опасениями по поводу снижения переработки нефти, что могло привести к переизбытку топлива. С 1 марта этого года экспорт вновь был запрещён, но с 22 марта был разрешён вывоз дизеля. На зимнее же дизельное топливо запрет всё это время сохранялся. Причиной оказалась острая потребность сельхозпроизводителей в топливе для проведения сезонных полевых работ уже в текущем году. По той же причине президент Владимир Путин поручил производителям горючего обеспечить аграриев нужными объёмами на конец осени и всю зиму прошлого и текущего годов, а нескольким ведомствам – проконтролировать этот вопрос.

Это не единственная мера, которая была принята властями для стабилизации топливного рынка. Правительство, а также Минэнерго и все остальные заинтересованные ведомства договорились с нефтяными компаниями о регулярных поставках топлива аграриев и взяли этот вопрос на контроль. Затем власти увеличили нормативы поставок автомобильного бензина пятого класса и дизельного топлива на биржу с ранних 13 и 9,5 до 15 и 12,5 процентов соответственно. Также было принято и решение вернуть коэффициент для определения топливного демпфера (компенсаций нефтяникам с 0,5 до 1). Это акциз, который возвращается производителям этой продукции в виде компенсаций разницы между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Такая мера должна была стабилизировать цены на продукцию. А для борьбы с «серым экспортом» для компаний, которые не являются производителями топлива, экспортная пошлина на нефтепродукты была также повышена с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. Российской антимонопольной службе было поручено отслеживать стоимость горючего во всех сегментах продаж.