На 6 июля 2024 года в Миассе (Челябинская область) запланирован масштабный праздник, посвященный 80-летию со дня выпуска первого автомобиля с участием группы «Чайф».
Без лишней скромности производитель грузовиков «УРАЛ» приглашает на свой праздник жителей со всей Челябинской области. Подготовлена развлекательная программа, которая начнется в субботу в 18 часов по местному времени. Хедлайнеры праздника – местные музыканты из группы «МП‑3», а также приглашенные гости DJ LEONID RUDENKO и легендарная уральская рок-группа «Чайф». Место действия с аттракционами, ростовыми куклами и концертом – площадь перед городской администрацией Миасса.
Главный герой праздника – юбиляр УралЗИС‑5, получивший в народе наименование «Захар» (см. фото). В послевоенный период модернизированная версия грузовика УралЗИС-355М носила среди водителей прозвища «Киргиз» и «Уралец». К слову, день рождения данной модели 8 июля, но очевидно, что праздновать лучше в выходные, а не в будни.
История уральского производителя грузовой техники началась, как и у многих других предприятий отечественного автопрома, с эвакуации столичных заводов в период Великой Отечественной Войны, в частности, «Завода имени Сталина» (ЗиС). После ВОВ автомобиль УралЗИС‑5, выпускавшийся с лета 1944 года, планировали модернизировать, оснастить новой кабиной, но проектные работы «забуксовали». Тогда решение было найдено изящное и простое – на новое шасси установили измененную кабину от грузовика ГАЗ-51, которую на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде разработали для перспективной модели ГАЗ-62. Однако машину горьковчан решили делать бескапотной, поэтому готовые штампы с чистой совестью передали коллегам на Урал.
Вплоть до 1958 года серийно собирали УралЗИС-355, который от предшественника отличался, прямо скажем, незначительно. Обновленный грузовик назвали «УралЗИС-355М», где «М» означает – «модифицированная», но по факту это была полностью новая модель. Отдавая дань традиции, в первые дни июля 1958 года начали конвейерную сборку для массовой эксплуатации. В 1959 году завод в Миассе получил наименование «УралАЗ», и надписи «УралЗИС» на боковинах заменили на соответствующие шильдики.
Сказать, что этот трудяга-грузовик, спокойно перевозивший 5 – 6 тонн груза, был востребован в стране, где до сих пор местами с хорошими дорогами бывает туго, значит, ничего не сказать. На шасси современной версии «Захара» строили цистерны различного назначения и самосвалы, был даже автобус, который на агрегатах и раме уральской машины собирали в Алма-Ате.
Именно УралЗИС-355М осваивал целину Казахстана и помогал строить города в Сибири и на Дальнем Востоке. До осени 1965 года было собрано более 192 тысяч машин. На текущий момент в рабочем состоянии сохранились единицы таких живых раритетов. Они находятся в музее завода «УРАЛ» и в руках частных реставраторов. А памятники легендарной машине установлены в Омской и Свердловской областях России.