Правительство РФ утвердило постановление о проведении эксперимента по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Инициатива призвана упростить процедуру грузоперевозок, увеличить скорость и объемы поставок необходимых товаров.
Тестирование информационной системы запланировано с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года. Одна из целей – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. Также будет апробирована выдача разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Оператором цифровой платформы определен Минтранс.
О цифровизации транспортной логистики рассказала Мария Никитина, эксперт по транспортной логистике, основатель экспертно-аналитического проекта N.Trans Lab.
По ее словам, транспортная отрасль действительно нуждается в цифровизации. В первую очередь речь о применении всех доступных инструментов цифровых сервисов в логистике. Здесь и big data, и искусственный интеллект (ИИ), и цифровые двойники и блок-чейн и многое другое.
«Цифровизация в логистике действительно может дать колоссальный эффект, по двум соображениям. А) Цифровизация априори эффективна в среде с большим массивом типовых данных. А это именно то, из чего состоит транспортная логистика – широкая линейка параметров с большим объёмом типовых переменных и Б) уровень нашей продвинутости в цифровизации логистики – почти нулевой, если не сказать отрицательный. То есть, из-за значительного отставания, эффект может быть быстрый и внушительный», - сказала эксперт.
Никитина также отметила ряд барьеров на пути реализации планов по цифровизации. Кибербезопасность и санкции создают дополнительные трудности на пути скорости цифровой трансформации. То есть потребность в разработке собственного ПО – занимает время и создает препятствия для ускорения внедрения цифровых сервисов.
Кроме того, существует множество секторов и участников транспортно-логистического рынка, каждый из которых сегодня уже «нагенерил» что-то свое в цифре, и не заинтересован это менять или приспосабливать к единым стандартам и сервисам, особенно в отсутствии очевидных эффектов и/или нормативных принуждений. Но надо понимать, что эффект от цифровизации возникает именно в комплексе.
В профессиональной среде также есть некоторое недоверие к национальной цифровой транспортно-логистической платформе и ее администратору. Здесь много говорится о бравурных планах и эффективных целях, но мало о реальных проблемах и сложностях.
«Кроме того, более 15 лет мы слышим в качестве основного достижения цифровизации – всеобщий электронный документооборот, где «воз, на самом деле, и ныне там». Ну и кроме того, проблемы в этой сфере, вместе с нашумевшим дефицитом микрочипов, обще заметны в широком спектре потребительских сервисов», - сказала Мария Никитина.
Самое главное, по ее словам, в новом нацпроекте «эффективная транспортная система» на цели цифровизации планируется потратить дополнительно более 20 млрд руб, в том числе на НЦТЛП еще плюс 10,3 млрд.руб. А детальные эффекты выглядят в буквальном смысле расплывчато (см фото выдержку из проекта Минтранса НП «Транспорт» от июня 2024 года).