Минфину и Минэнерго поручили не обнулять топливный демпфер в случае превышения предельного уровня цен только по бензину или дизельному топливу, следует из протокола совещания 8 июля с участием вице-премьера Александра Новака.
Ведомствам необходимо внести соответствующие положения в налоговое законодательство. Также Новак предложил продолжить применять до 1 января 2033 года инвестиционную надбавку к «обратному акцизу» на нефть и в случае отсутствия введенных в эксплуатацию объектов основных средств, являющихся предметом инвестиционного соглашения, после 2027 года.
В конце мая с соответствующей инициативой выступила «Роснефть». Нефтяники объяснили необходимость изменения условий стимулирующих выплат по инвестиционным соглашениям западными санкциями и ростом расходов на фоне атак беспилотников на НПЗ.
Кроме того, вице-премьер поручил Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину и ФАС совместно с СПбМТСБ до 1 августа представить предложения, целью которых является поддержание экономической эффективности производства сжиженных углеводородных газов (СУГ), обеспечение профицитного баланса внутреннего рынка и корректировка ценовых индикаторов для расчета экспортных пошлин на СУГ.
Как пишет «Интерфакс» со ссылкой на источник, корректировка расчетов пошлины на СУГ необходима из-за риска изменения условий экспорта после ввода ограничений со стороны Евросоюза. При этом рассматривается и вариант ее временной отмены до внедрения иного индикатива в формулу расчета.
Смысл топливного демпфера заключается в том, что правительство мотивирует нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок, а не на экспорт. Если продавать топливо за рубеж становится выгоднее, чем внутри страны, то с помощью демпферного механизма правительство компенсирует нефтяникам эту разницу. При этом, если внутренние цены на топливо становятся выше определенных значений, демпферные выплаты обнулятся.
Смысл новых изменений в этом механизме, судя по всему, заключается в том, что если за рамки выходила цена или бензина, или дизеля, то демпфер обнулялся сразу и для того и для другого, рассказал старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. По его мнению, это может привести к тому, что маржа переработчиков на том виде топлива, которое не дорожало, может стать очень низкой или отрицательной, а это, в свою очередь, негативно скажется на оптовой торговле. «Предлагаемое изменение представляется рациональной настройкой системы», — полагает Смит.
Продление инвестиционной надбавки к «обратному акцизу», по мнению аналитика, может отражать тот факт, что из-за санкций компаниям придется модернизировать НПЗ дольше и дороже, чем предполагалось. «Либо правительство хочет продолжить программу стимулирования компаний к проведению следующего этапа модернизации, о чем недавно просил ЛУКОЙЛ», — рассуждает Смит.