Специалисты китайского Института материаловедения и инженерии города Нинбо создали бионическую кожу для обшивки гребных винтов нефтяных танкеров. Она позволяет винтам легче преодолевать сопротивление воды и делает перевозки более экономичными и экологичными.
Как сообщает Китайская академия наук, ученые разработали искусственный материал, который по своей текстуре и свойствам копирует кожу дельфина. Еще в прошлом веке исследователи выяснили, что кожа дельфинов обладает переменной упругостью: она покрыта мелкими чешуйками, которые могут выгибаться и опадать в зависимости от силы водного потока, гасить возникающие в нем турбулентные завихрения и тем самым снижать сопротивление, позволяя дельфину двигаться с невероятной скоростью. Ученые предположили, что этот эффект можно перенести на гребные винты судов — и оказались правы.
Бионическую кожу опробовали на одном из крупнотоннажных нефтяных танкеров третьего класса, обладающих грузоподъемностью от 160 до 320 тысяч тонн. За 200 дней танкер прошел 35 тысяч морских миль (почти 65 тысяч километров) через крупные порты вдоль побережья Китая и Дальнего Востока.
Как показали исследования, бионическая кожа позволила гребным винтам легче преодолевать сопротивление воды и тем самым снижать энергопотребление двигательных установок. Экономия составила около двух процентов — или порядка 300 тонн топлива в год. Это не только снижение себестоимости перевозок в среднем на миллион юаней, но еще и сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу более чем на 900 тонн.
Ученые продолжают совершенствовать свою разработку.