По данным S&P Global Commodities at Sea, танкер класса «Афрамакс» перевозит российскую нефть в Китай через воды Арктики, совершая свой первый рейс с момента внесения его в черный список США в декабре прошлого года.
По данным CAS, танкер «Виктор Бакаев», загрузивший 732 000 баррелей сырой нефти марки Urals в Приморске 21 июля, следует по Баренцеву морю и должен прибыть в китайский порт Чжоушань 19 августа.
Это первый рекорд загрузки судна водоизмещением 118 000 тонн с октября прошлого года. Управление по контролю за иностранными активами США внесло его в санкционный список в декабре прошлого года за нарушение ценового лимита Большой семерки. Судовладелец — «Совкомфлот», находится под санкциями США и ЕС.
Средний объем экспорта российской сырой нефти морским транспортом в этом месяце составил около 2,9 млн баррелей в день, что на 21% меньше, чем в июне, и является самым низким показателем с декабря 2022 года, когда страны G7 и их союзники запретили компаниям, предоставляющим морские услуги и находящимся под их юрисдикцией, экспортировать российскую сырую нефть, если она стоит более 60 долларов за баррель.
Помимо санкционных проблем, аналитики предположили, что падение экспорта также может быть связано с возобновлением работы российских нефтеперерабатывающих заводов после атак украинских беспилотников и сокращения добычи ОПЕК+.
Данные Platts показывают, что нефть Юралс FOB Приморск с июля 2023 года в основном торгуется по цене выше 60 долларов за баррель, а США, Великобритания и ЕС в последние месяцы ввели санкции против десятков судов за нарушение лимита.
Эксперт S&P Global Market Intelligence Джереми Домбаль предположил, что санкции против судов могут оказать более сильное влияние на прекращение их деятельности, чем санкции против судовладельцев, которые могут передать право собственности на танкеры компаниям, не попавшим под санкции.
По данным некоммерческого Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, в апреле—июне около 40 танкеров, подпадающих под санкции OFAC, перевезли всего 400 000 тонн российской нефти, что представляет собой резкое падение по сравнению с 5,8 млн тонн в январе—марте.
Россия стремится в теплые месяцы использовать Северный морской путь, поскольку судам на этом маршруте не столь нужны западные морские услуги.
По данным CAS, поставки из российских арктических и балтийских портов в Китай летом 2023 года достигли 10,4 млн баррелей по сравнению с 484 тыс. баррелей в 2022 году и 2,2 млн баррелей в 2019 году.
В среднем время в пути для экспорта сырой нефти из Приморска в китайские порты в прошлом году составило 40 дней, тогда как для сырой нефти по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал — в среднем 50 дней. Расстояние доставки по СМП примерно на треть короче.