С каждым годом интерес к экологически чистым видам топлива растет, в том числе в Архангельске. На улицах города все чаще можно увидеть электромобили. В ответ на растущий спрос в городе начинают активно развивать инфраструктуру для таких машин, включая зарядные станции.
На данный момент в столице Поморье насчитывается 16 электрозарядных станций (далее – ЭЗС), от которых каждый может зарядить свой электротранспорт. Их расположение и другую информацию можно посмотреть в приложении «Яндекс.Заправки» и на других ресурсах.
«Пока это электрозаправки мощностью до 22 кВт – так называемые медленные станции со средним временем зарядки автомобиля 5–6 часов, – сообщил в своих соцсетях губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. – В этом году у инвесторов есть планы ввести в эксплуатацию несколько станций быстрой зарядки с более высокой мощностью. В планах также продолжить развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей: разместить станции в других крупных городах региона, а также на федеральных трассах Архангельск – Москва и Архангельск – Санкт-Петербург».
Мы побывали на официальном открытии одной из них, которая располагается вблизи жилого комплекса и речного вокзала. Зачастую они располагаются на трансформаторных подстанциях. Это наиболее удобный вариант, так как нет необходимости протягивать провода.
– Количество ЭЗС напрямую влияет на количество электромобилей в городе, – считает руководитель направления ЭЗС «Яндекс.Заправки» Владимир Попов. – Водитель не будет переживать, где подзарядить автомобиль. В приложении можно узнать расположение станции, свободна ли она, и оплатить зарядку. Мы стараемся открывать ЭЗС вблизи крупных жилых и торгово-деловых комплексов, чтобы обеспечить максимальный комфорт владельцам электрокаров. Это важный шаг в развитии городской среды.
Стоит отметить, что в 2020 году в Архангельске появились первые ЭЗС возле ТЦ «Титан-Арена» и напротив Молодежного центра, но их мощность значительно ниже. А в конце прошлого года в госпрограмму «Развитие энергетики» были внесены изменения. Новые правила позволили разработать механизм софинансирования из государственной казны мероприятий по развитию в регионах зарядной инфраструктуры для электромобилей.
Так, инвесторы могут компенсировать часть расходов на развитие ЭЗС из федерального и областного бюджетов. Например, при закупке оборудования из бюджета можно возместить до 60% расходов, а при подключении станций – до 30%. Конечно, есть и ограничения по суммам. Однако этот механизм действительно помог привлечь инвесторов, благодаря чему количество ЭЗС в столице Поморья кратно увеличилось.
Всего в Архангельске предполагается разместить более 30 комплексов зарядных устройств за счет финансирования частных инвесторов. На официальном открытии также обсуждалась, что, вероятнее всего, следующий в очереди – Северодвинск. Правда, это пока лишь предположение, никаких официальных объявлений не было.
Как напомнил заместитель председателя правительства Архангельской области Дмитрий Рожин, в Поморье ведется большая работа по развитию использования экологичных видов топлива для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому электротранспорт также не оставлен без внимания.
– Перед нами стоит задача – предоставлять поддержку инвесторам в создании сети заправочных станций для электромобилей, являющихся более дешевым и экологичным видом транспорта. Кроме того, даже уровень шума в городе будет совершенно другим, если таких машин станет больше. Важно расширять сеть электрозарядных станций по всему региону, – отметил он.
На открытии станции присутствовал и глава города Дмитрий Морев. Он отметил, что в областной столице наблюдается рост спроса на экологичный транспорт.
– Заботиться об экологии – важно для каждого человека, – подчеркнул глава города. – И мы тоже идем экологичным путем. С прошлого года у нас стартовала транспортная реформа, все автобусы мы перевели на газ, сейчас мы переводим котельные на экологичные виды топлива. Ну и конечно, мы стараемся популяризировать электротранспорт. Всячески содействуем нашим партнерам и инвесторам в развитии сети электрозарядных станций в Архангельске. Это даст хороший толчок для популяризации такого вида транспорта.
По данным налоговой службы, сейчас в Архангельске зарегистрировано чуть больше 100 электромобилей. Предполагается, что их количество увеличится.
– Владельцы электромобилей эксплуатируют машины по городу, межгороду и близлежащим деревням – на небольшие расстояния, – поделился владелец электромобиля Илья Кирьянов. – А когда будут распространены ЭЗС, уже можно будет путешествовать и по региону, и на юг съездить, и куда угодно. Начинание замечательное, и мы его всячески приветствуем!
В правительстве ведется усиленная работа по популяризации более экологичного вида транспорта. Так, кроме работы с госпрограммой «Развитие энергетики», еще в конце прошлого года обсуждались налоговые преференции для владельцев электрокаров, которые начали действовать с 1 января 2024 года.
Напомним, что благодаря новым положениям регионального закона «О транспортном налоге» владельцы машин, оснащенных исключительно электрическим двигателем, освобождены от уплаты этого налога. Есть нюанс – мощность двигателей не должна превышать 200 л. с. (147,1 кВт). Для физических лиц льгота предоставляется в беззаявительном порядке.
Как отметил Дмитрий Рожин, регион уверенно держит курс на повышение экологичности и эффективности использования транспортных средств: развитие инфраструктуры для электротранспорта, в Архангельске работают автобусы на газомоторном топливе, обновление парка общественного транспорта ведется и в Северодвинске.
– Безусловно, открытие зарядной инфраструктуры должно быть синхронизировано с наращиванием парка электромобилей, – сказал Дмитрий Рожин. – В последующем в столице Поморья планируется установка комплексов с еще более высокой мощностью, позволяющей провести быструю зарядку. В свою очередь мы готовы оказать содействие всем, кто готов развивать сети ЭЗС. Под эту стратегическую задачу внесли изменения в нормы градостроительного проектирования, которые начнут действовать с 1 сентября текущего года. Согласно им при новом строительстве, реконструкции и капремонте объектов на территории, в частности жилых, общественно-деловых зон, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимо будет предусматривать устройство ЭЗС для транспорта.
Таким образом, экологичность, низкая стоимость обслуживания, налоговые преференции – у электрического транспорта есть ряд неоспоримых преимуществ, а недостаток лишь один. Но и этот вопрос решается не только в Архангельске, но и по всей России. Так, два года назад в двенадцати регионах России было более 430 пилотных быстрых зарядок для электромобилей, а уже в 2023-м общее число субъектов РФ, участвующих в экспериментальном проекте по созданию инфраструктуры для электромобилей, увеличилось до 34.