Маркетплейсы наращивают сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в малых населенных пунктах, где живет менее 100 тыс. человек. Вдали от крупных городов отмечается наиболее интенсивный рост объемов онлайн-покупок. На Чукотке, например, интернет-продажи в первом квартале 2024 года выросли более чем на 90%.
Основная часть ПВЗ маркетплейсов по-прежнему расположена в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, столицах регионов и крупных населенных пунктах. Однако в последнее время маркетплейсы наращивают сети ПВЗ и в малых населенных пунктах России, в которых проживает менее 100 тыс. человек. По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в стране более 300 тыс. точек, где клиенты компаний интернет-торговли могут получать свои заказы. Сюда относятся отдельные постаматы, почтовые отделения связи, магазины и ПВЗ, которых в России примерно 120 тыс.
Лидером по количеству ПВЗ сейчас является Ozon — чуть меньше 55 тыс. пунктов, у Wildberries — почти 40 тыс., приводит данные ведущий аналитик направления «Логистика» в Data Insight Сергей Семко. Однако ПВЗ маркетплейсов в небольших населенных пунктах пока немного — не более 10-15% от общего количества.
Активность маркетплейсов по развитию собственной логистической инфраструктуры в регионах, безусловно, играет ключевую роль, но не менее значимы здесь также налаживание эффективных партнерских связей и коллабораций, отмечает Соколов. «Так, развивающееся сотрудничество компаний с «Почтой России» также позволило охватить интернет-торговлей отдаленные местности», — пояснил он.
Наиболее интенсивный рост объемов онлайн-покупок сейчас наблюдается в регионах с малыми населенными пунктами, которые удалены от крупных городов. По данным АКИТ, в первом квартале 2024 года увеличились объемы онлайн-продаж больше, чем на 90%, на Чукотке, в Бурятии, в Чечне и Дагестане, свыше 70% — на Камчатке, Алтае, в Кабардино-Балкарии, Еврейской автономной области, Магадане и Республике Саха и почти на 70% на Сахалине, в Амурской области, Ингушетии и Северной Осетии.
Руководитель направления партнерских ПВЗ Wildberries Максим Ким утверждает, что компания развивает сеть пунктов выдачи заказов в малых и отдаленных поселениях, чтобы обеспечить россиян всем необходимым в пешей доступности от дома. Это особенно важно в местах, где нет торговых центров с широким ассортиментом товаров. У жителей сельской местности есть запрос на товары повседневного спроса, поэтому некоторые партнеры маркетплейса изначально ориентируются на развитие бизнеса в отдаленных регионах.
В Ozon отмечают, что наращивание сети ПВЗ в малых населенных пунктах также открывает маркетплейсу доступ к новой аудитории. Кроме того, открытие пункта способствует развитию экономики регионов: создаются новые рабочие места, стимулируется развитие бизнеса. Не менее важно, что с появлением ПВЗ в малых городах местные жители начинают активнее торговать на маркетплейсе. «Так, за 2023 год ассортимент товаров от продавцов из малых населенных пунктов вырос на 68% и составил 7,9 млн наименований», — поясняют в компании.
Несмотря на то, что стратегии ведения бизнеса в сфере ПВЗ основываются на высоком трафике и выгодных инфраструктурных условиях, открытие пункта выдачи в малонаселенных поселениях также может быть выгодным — в том числе из-за низкой конкуренции. По словам Кима, партнеры Wildberries, выбравшие эту стратегию, нередко достигают оборотов в размере 8-9 млн рублей в месяц.
Кроме того, в Ozon указывают, что жители малых и отдаленных поселений обычно положительно встречают открытие точек. По данным компании, в 2023 году количество продавцов в малых населенных пунктах выросло на 85%, а заказы из них покупатели стали совершать в 4 раза чаще по сравнению с предыдущим годом.
Основная сложность при открытии ПВЗ в малонаселенных пунктах заключается в поиске подходящего помещения. Для определения наиболее экономически выгодных мест открытия ПВЗ маркетплейсы изучают районы населенного пункта и подсвечивают партнерам локации на карте, в которых недостаточно пунктов выдачи конкурентов и других торговых точек. Также к вызовам, которые есть не только в малых городах, эксперты относят общий уровень цифровой грамотности населения, особенно среди старшего поколения.