После того, как в прошлом месяце японская Yokohama Rubber приобрела у Goodyear бизнес по производству и продажам OTR-шин, и спустя восемь месяцев после того, как американский производитель шин выставил его на продажу в рамках своего плана «Forward» («Вперед»), появились новые подробности сделки. Вкратце, покупка Goodyear OTR обошлась Yokohama в 905 миллионов долларов, что гораздо дешевле, чем покупка шведской Trelleborg Wheel Systems около года назад; японцы получили эксклюзивные права на бренд Goodyear OTR; завод Goodyear по производству OTR-шин в Люксембурге не был включен в сделку с компанией Yokohama.
По данным Goodyear, объемы продаж подразделения OTR-шин в прошлом финансовом году составил 678 миллионов долларов (623 миллиона евро), а прибыль до налогообложения - 129 миллионов долларов (119 миллионов евро), что соответствует марже EBITDA в 19 процентов. Для сравнения, маржа EBITDA всей группы Goodyear за 2023 год составила всего 8,4 процента.
Таким образом, фактическая оценка Goodyear OTR со стороны Yokohama составляет ровно семикратный показатель EBITDA. Эта цифра удивляет, ведь год назад Yokohama Rubber заплатила за Trelleborg Wheel Systems (TWS) в 13 раз больше EBITDA. Но почему такая огромная разница в цене продажи? Ответ очевиден - инициатива продажи со стороны Goodyear.
Для группы Trelleborg, которая, как она утверждает, специализируется на «технологических решениях в области полимеров», подразделение TWS долгое время казалось инородным телом, и не только потому, что шины не входили в основное продуктовое портфолио шведов. Кроме того, несмотря на маржу EBIT в 13,3 процента (2022), подразделение TWS всегда считалось относительно убыточным по сравнению с подразделением Sealing Solutions (20,3 процента) и группой в целом. Тем не менее, необходимости в продаже подразделения не было, пока на сцену не вышла Yokohama Rubber, которая, следуя своему стратегическому плану стать мировым лидером на рынке внедорожных шин для спецтехники (Off-Highway Tires), признала Trelleborg Wheel Systems хорошим дополнением к своему портфелю продуктов и брендов после попытки приобрести контрольный пакет акций итальянской компании Prometeon Tire Group в 2019 году. По сути, в сделке с Yokohama именно Trelleborg Group взяла верх.
Логика продажи Goodyear OTR понятна: если вы хотите получить прибыль, вы должны продать что-то ценное. Но продажа Goodyear OTR не лишена риска. Рентабельность подразделения в 19 процентов обеспечивала солидный долгосрочный доход, который мог бы поддержать низкорентабельный бизнес американской компании. Теперь все, что осталось, - это единовременная выручка от продажи в 905 миллионов долларов. Однако с учетом долгов Goodyear в размере 8,48 миллиарда долларов (по состоянию на 30 июня 2024 года) и процентных выплат в размере 532 миллионов долларов (2023 год), производителю шин из Акрона еще предстоит долгая борьба с преодолением горы долгов.
У Yokohama Rubber дела обстоят совсем иначе. Как отметил японский производитель шин в своем заявлении о планируемом приобретении Goodyear OTR в конце июля, компания все еще может добиться роста выше среднего, несмотря на конкуренцию с лидерами мирового рынка в сегменте OHT-шин Bridgestone и Michelin. Кроме того, согласно рыночным отчетам, Yokohama Rubber может одним махом стать лидером рынка OTR-шин в Северной Америке, поскольку Goodyear, как местному игроку, не нужно будет уклоняться от противостояния с двумя гигантами индустрии на своем родном рынке. По мнению отраслевых аналитиков, Yokohama Rubber также выиграет от «доступа к новой группе клиентов с высоким спросом на OTR-шины».
Что касается прав Yokohama Rubber на торговую марку Goodyear в сегменте OTR-шин, то никаких временных ограничений не планируется, так что лицензия на бренд будет иметь схожие характеристики с теми, о которых Goodyear ранее договорилась с Titan International в отношении бизнеса сельскохозяйственных шин.
Однако для многих на рынке стало неожиданностью, что из сделки были исключены OTR-шины марки Dunlop. Этот бренд имеет отличную репутацию, особенно в сегменте многофункциональных шин для компактной колесной техники (Multi-Purpose Tire), и его ассортимент MPT-шин также помог бы Yokohama Rubber добиться больших успехов в расширении производства. Тот факт, что шины Dunlop не стали частью сделки, свидетельствует о том, что в рамках плана Goodyear Forward запланирована отдельная продажа прав на бренд Dunlop, и это несколько снижает значимость согласованной сделки с Yokohama Rubber.
Между тем, появилась более четкая картина того, какие активы, принадлежащие подразделению Goodyear, будут проданы, а какие нет. Как сообщала Yokohama Rubber в конце июля, в соответствии с окончательным соглашением она приобретет Nippon Giant Tire Co. Ltd, дочернюю компанию Goodyear, которая управляет заводом по производству OTR-шин в Тацуно (Япония). К Yokohama Rubber также перейдет завод по восстановлению протекторов OTR-шин в Норт-Бей (Канада). Кроме того, Yokohama достались некоторые активы Goodyear по производству OTR-шин на других заводах и предприятиях по всему миру. И, наконец, американский производитель шин также продал японцам свою австралийскую торговую компанию Goodyear Earthmover Pty Ltd.
С другой стороны, это также означает, что у Goodyear остались другие предприятия по производству OTR-шин. Например, завод в Кольмар-Берге (Люксембург), специализирующийся на выпуске 25-дюймовых шин, и в Виттлихе (Германия), где также производятся обычные грузовые шины.
«В соответствии с соглашением о поставках продукции, Goodyear будет поставлять Yokohama шины с некоторых своих производственных площадок, включая Люксембург и Германию, в течение первоначального периода до пяти лет», - говорится в сообщении Goodyear. Однако, завод по производству OTR-шин в американской Топике (штат Канзас), который, наряду с Тацуно и Кольмар-Бергом, является одной из трех основных производственных площадок группы по выпуску OTR-шин, продан не будет. Вышеупомянутое соглашение о поставках распространяется и на него. В то же время Goodyear сохранит свой бизнес по поставке OTR-шин для армии и оборонных предприятий США, чем отчасти объясняется, почему некоторые активы по производству OTR-шин останутся у Goodyear.