← Таможня и ВЭД

Эксперты объяснили скопление большегрузов на китайской стороне границы

На погранпереходах "Забайкальск" и "Благовещенск - Хэйхэ" со стороны Китая наблюдается скопление большегрузов, сообщили "РГ" в Федеральной таможенной службе (ФТС). В связи со сложившейся ситуацией время ожидания оформления грузов достигает недели и более, сообщили логисты.

"Скопление транспортных средств наблюдается на китайской стороне. Заторы фиксируются с конца августа", - отметили в пресс-службе ФТС.

При этом в ведомстве добавили, что в пункте пропуска МАПП "Забайкальск" фиксируют стабильное увеличение грузооборота.

Так, по данным ФТС, грузооборот через МАПП "Забайкальск" за 8 месяцев 2024 года составил 1,54 млн тонн. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 47%, по импорту увеличение составило почти 30%, по экспорту более чем в 4 раза.

МАПП Забайкальск осуществляет свою деятельность по двум направлениям - грузовому и пассажирскому. В среднем за сутки оформляется 720 транспортных средств, около 100 автобусов и 2,5 тыс. пассажиров.

"На погранпереходах между Россией и Китаем наблюдаются заторы грузового автотранспорта, связанные с активным пиком закупки и вывоза спецтехники. Отечественные компании хотят успеть пополнить парк грузовой, сельскохоз и спецтехники до индексации утилизационного сбора", - считает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.

По ее словам, время прохождения границы на МАПП Забайкальск-Маньчжурия увеличилось в три раза, до 6-7 дней, а места в системе электронной очереди заняты на две недели вперед. Схожая ситуация складывается и в Казахстане.

Однако помимо грядущей индексации утилизационного сбора влияние на заторы оказывает и в целом увеличение грузооборота между Россией и Китаем, уточнила эксперт.

"За прошедшие 8 месяцев он увеличился практически в два раза и составил 1,54 млн тонн. Перенаправление потоков на железную дорогу не представляется возможным в связи с дефицитом контейнеров в Китае из-за дисбаланса экспорта и импорта", - пояснила Федоткина.

Как следствие, происходит рост ставок фрахта на железнодорожные перевозки до уровня авто, однако автомобильная логистика оказывается более быстрой и предсказуемой во временном выражении, добавила она.

Ежегодно в начале осени стартует традиционный сезон в грузовых перевозках и наблюдается увеличение очереди на погранпереходах. Об этом "РГ" рассказала председатель Комитета по внешней торговле МГО "ОПОРА РОССИИ" Анна Фомичева.

"В первую очередь это связано с перераспределением потоков автотранспортных средств за счет разворота на Восток в связи с введением санкций со стороны недружественных стран и основной нагрузкой на пункты пропуска МАПП "Забайкальск" и "Благовещенск-Хэйхэ"", - отметила эксперт.

Грузопоток увеличился почти в два раза, уточнила Фомичева.

Более того, транспортный коллапс вызван введением с 1 октября увеличения ставки утильсбора для авто и спецтехники. Компании стремятся успеть ввезти технику по низким ставкам.