По данным «Почты России», доставка грузов с помощью дронов на текущий момент обходится значительно дороже, нежели использование традиционных пилотируемых рейсов.
По итогам эксперимента, который проводился в рамках тестирования беспилотников, выяснилось, что стоимость перевозки 1 кг груза между населенными пунктами Тазовский и Антипаюта в арктическом регионе превышает стоимость регулярного пилотируемого рейса в 152 раза, а чартерного — в 43 раза.
Эксперимент по использованию БАС стартовал в 2022 году в рамках специальной правовой программы, утвержденной правительством. Целью этой программы было тестирование дронов для доставки в труднодоступные районы. Власти рассчитывали, что беспилотные системы смогут заменить сезонные или дорогие пилотируемые рейсы и снизить затраты на доставку малых грузов, а также проводить аэрофотосъемку важных объектов инфраструктуры, таких как трубопроводы и линии электропередачи.
«Почта России» явилась одним из инициаторов «цифровой песочницы», перевозки стартовали в 2022 году, срок эксперимента — три года.
Однако несмотря на высокие ожидания, проект столкнулся с рядом трудностей. Стоимость использования дронов оказалась намного выше, чем планировалось. Например, доставка одного килограмма груза дронами между Тазовским и Антипаютой обходится в 13,6 тысячи рублей, в то время как аналогичная перевозка на регулярном авиарейсе стоит всего 90 рублей, а на чартере — 315 рублей. В «Почте России» изначально ставили целью снизить затраты до уровня ниже пилотируемых рейсов, но этого пока достичь не удалось.
Кроме того, выявлены проблемы с надежностью БПЛА, участвующих в эксперименте. В тестировании задействованы три модели вертолетного типа, разработанные российскими компаниями «Аэромакс» и «Радар ММС», однако для их постоянной эксплуатации требуется дооснащение инфраструктуры. Кроме того, авиакомпании, работающие с пилотируемыми судами, пока не готовы к сотрудничеству с операторами дронов, что также осложняет интеграцию беспилотников в транспортную систему.
Несмотря на текущие трудности, в «Почте России» видят потенциал использования дронов для доставки малых грузов на так называемой «последней миле», а также в сложных климатических условиях арктических регионов. Однако на данный момент использование дронов для массовых перевозок остается экономически невыгодным.
Эксперты считают, что массовое внедрение беспилотных систем в логистику возможно лишь через несколько лет, когда будут решены проблемы с регулированием полетов и снижены затраты на эксплуатацию.