В Литве нехватка водителей-дальнобойщиков к 2028 году вырастет с 12 до 18 процентов, заявил генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Умберто де Претто.
По его словам, существует огромный разрыв между потребностями транспортного сектора и количеством работающих в нем водителей как в Евросоюзе, так и во всем мире.
"Если мы посмотрим на Литву, то нехватка работников в отрасли составляет 12 процентов, если сравнивать количество работающих с потребностью. К 2028 году этот дефицит увеличится до 18 процентов, тогда как к тому времени в ЕС он достигнет в среднем 17 процентов", — заявил Умберто де Претто на Форуме транспортных инноваций, который прошел в Вильнюсе.
"Сегодня мы видим огромный кризис в этом секторе — нехватку работников. Да, это проблема с которой сталкиваются и другие отрасли, но в транспортной сфере она глобальная", — отметил он.
По словам генерального секретаря IRU, исследование, проведенное в начале октября, показывает, что в мире может не хватать до 12 миллионов водителей грузовиков, а почти треть работающих в этом секторе старше 55 лет.
"Мы провели опрос, в котором изучили 36 стран. И одна из самых больших проблем заключается в том, что треть водителей старше 55 лет. Очень легко увидеть, что они скоро выйдут на пенсию. А средний возраст водителя — 47 лет", — заявил Умберто де Претто.
Он подчеркнул, что этот дефицит будет только увеличиваться, поэтому сектор должен внедрять инновации или находить способы привлечения на должности водителей молодых людей или женщин, которые составляют лишь небольшую часть в этом секторе.
Представитель союза обратил внимание на то, что доля молодых водителей в Литве более чем в два раза выше, чем в ЕС. Однако, по его словам, страна сильно отстает по количеству женщин, выбирающих эту профессию.
"Всего шесть процентов в мире водителей грузовиков — женщины. И здесь надо сказать, что Литва отстает. В Литве всего 0,5 процента водителей — женщины", — пояснил он.
Проблемы в транспортном секторе Литвы обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Россией и Белоруссией. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые Вильнюс активно поддерживает. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей.
В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будут расти. В Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.