В декабре Астана собирается приступить к либерализации топливного рынка страны, но не всего, а только бензина и дизеля.
Глава Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана Марат Омаров сообщил, политическое решение об отказе от госрегулирования цен на топливо было принято еще в октябре.
Ранее предполагалось, что оно начнется с ноября, но потом отпускать цены решили в декабре. Тем не менее эксперты указывают, что власть вряд ли решиться сделать такой подарок населению перед новогодними праздниками. Еще свежи воспоминания о попытке поднять цены на СУГ в декабре 2021 года, которые привели к массовым беспорядкам в стране в январе 2022 года и вводу войск ОДКБ.
Кроме того, в этот раз рост стоимости топлива регуляторы будут контролировать, в частности в опте — за счет плана поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
В правительстве пока идут споры о том, как провести эту реформу с наименьшим ущербом для потребителей. Например, есть предложение повышать цены на 2 тенге за литр ежемесячно, пишет Uralskweek.kz.
По данным регионального отделения Argus, для дизеля при формировании оптовых цен и стоимости этого топлива на АЗС хотят взять индикаторы, которые используются при формировании цен на российское топливо, поставляемое до российско-казахстанской границы. В перспективе экспортные и внутренние цены должны сравняться.
Стоит отметить, что жесткое госрегулирование стоимости топлива во всех странах, которые это практикуют, приводит к росту контрабанды ГСМ, а также старению нефтеперерабатывающих мощностей. В России, благодаря налоговому маневру Минфина, контроль регуляторов тоже присутствует, но больше в сегменте АЗС. Однако в последние два года приходится периодически вводить и запрет на экспорт каких-либо видов топливо, поскольку без него начинает процветать «серый» экспорт нефтепродуктов. Кроме того, у НПЗ по-прежнему отсутствуют стимул развивать производство.