Власти Литвы должны утвердить максимальный размер квоты на трудоустройство иностранцев на 2025 год, заявил глава Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повилас Дрижас.
Организация уже направила предложение в Министерство социальной защиты и труда и другие ответственные учреждения.
Дрижас также напомнил, что со следующего года количество квот будет ограничено, и когда оно будет исчерпано, нанимать водителей из третьих стран будет "практически невозможно".
"Ценность, создаваемая транспортными компаниями и их водителями, укрепляет экономику и финансы Литвы. Решение о размере квоты на 2025 год следует принимать ответственно, взвесив национальную безопасность, рынок труда, конкурентоспособность бизнеса и экономические аргументы",— передают его слова литовские СМИ.
Глава TTLA считает, что за последние годы значительно улучшились условия труда работников транспортной отрасли. Так, выросла создаваемая ими добавленная стоимость, а также вклад сектора в финансы страны.
"Объем экспорта грузовых автоперевозок, который составляет треть от общего объема экспорта услуг, напрямую зависит от возможности привлечения водителей из-за границы", — предупредил Дрижас.
По его словам, экспортные перевозки с помощью грузового автомобильного транспорта выросли с 1,6 миллиарда до 5,8 миллиарда евро или в 3,6 раза. При этом за тот же период число водителей увеличилось на 42,7 тысячи человек или в 1,9 раза. Так, доля экспорта на одного водителя в год постоянно растет и сейчас составляет около 70 тысяч евро.
В TTLA также обратили внимание, что налоги, уплачиваемые транспортным и складским сектором, растут с каждым годом и составляют значительную долю от общего объема уплаченных налогов в бюджет Литвы. По прогнозам организации, в 2024 году они перешагнут отметку в один миллиард евро, а в 2025 году могут достичь 1,2 миллиарда евро.
В этих условиях Дрижас констатировал, что эта сфера деятельности является одной из важнейших в стране, поскольку на нее приходится значительная доля валового внутреннего продукта.
"С восстановлением крупнейших стран ЕС и международного транспортного рынка… бизнес нашей страны имеет все возможности для увеличения экспорта и, соответственно, пополнения бюджета за счет более высокой доли налогов, способствуя тем самым ускорению экономического роста страны. Это требует рационального подхода со стороны ответственных государственных органов, чтобы обеспечить привлечение недостающих работников из-за рубежа", — заявил он.
С 1 января 2025 года в Литве вступает в силу новый порядок выдачи вида на жительство иностранцам на основании работы. Так, заявления на его получение будут рассматриваться на основе единой квоты на календарный год.
При этом установленная квота не может превышать 1,4 процента от общей численности населения Литвы, опубликованной Государственным агентством данных на 1 июля предыдущего календарного года. Ожидается, что в следующем году она составит около 40 тысяч человек.
Ранее генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Умберто де Претто заявил, что нехватка водителей-дальнобойщиков в республике к 2028 году вырастет с 12 до 18 процентов.
Генеральный секретарь Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков Linava Зенонас Буйвидас также предупредил, что страна может столкнуться с проблемой, когда некому будет перевозить грузы. В Linava также указали, что в Литве ужесточаются условия для трудоустройства специалистов из третьих стран, а без мигрантов транспортные предприятия страны столкнутся с огромными проблемами.
По словам Буйвидаса, привозить специалистов из третьих стран в Литву стало намного сложнее. Кроме того, в них приходится "много вкладывать", чтобы они могли работать на европейском рынке. Он также предупредил, что по этой причине транспортные предприятия республики могут столкнуться с "огромными проблемами", а последствия ощутит экономика всей страны.
Проблемы в транспортном секторе Литвы обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Россией и Белоруссией. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые Вильнюс активно поддерживает. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей.