Европейский самолетостроитель Airbus принял решение закрыть свою грузовую авиакомпанию по перевозке негабаритных грузов Airbus Beluga Transport (AiBT). Четыре самолета сверхбольшой вместимости Beluga ST (A300-600ST Super Transporter) помещены на хранение.
Компания заявила, что такое решение не связано с недостаточным спросом на рынке грузовых перевозок, но выполнение работ с использованием этих уникальных самолетов оказалось гораздо более сложной и трудоемкой, чем предполагалось, задачей. Среди прочего погрузка и разгрузка занимали много времени и были затруднены отсутствием подходящего наземного оборудования в некоторых аэропортах. Кроме того, для работы требовался специализированный персонал.
До 2021 года самолеты Beluga ST использовались исключительно для транспортировки крупногабаритных частей самолетов Airbus в составе собственного логистического подразделения ATI. Однако с поставкой шести новых самолетов Beluga XL провозные мощности стали избыточны для выполнения внутренних производственных задач Airbus. В результате было принято решение о выставлении мощностей Beluga ST на рынок коммерческих авиаперевозок негабаритных грузов, составив конкуренцию российским и украинским эксплуатантам Ан-124-100, и в начале 2022 года была создана компания AiBT.
Airbus Beluga Transport получила свой собственный сертификат эксплуатанта в начале 2023 года.
По данным Airbus, на Beluga ST было выполнено только шесть перевозок в 2022 году, пять в 2023-м и шесть в 2024 году. Перевозка обычно состоит из нескольких полетов, включая позиционирование и несколько остановок для заправки топливом, а также собственно доставку груза.
Грузовой отсек Beluga ST обладает самым большим внутренним поперечным сечением среди всех транспортных лайнеров в мире и вмещает негабаритные грузы до 7,1 м в ширину и 6,7 м в высоту. Длина грузового отсека 39 м, максимальная грузоподъемность 40 т.
Все четыре самолета из подразделения AiBT были переданы обратно в подразделение ATI. По словам представителей Airbus, пока не принято решение об их будущем.