Терминал «Порт Фавор» в порту Усть-Луга планирует выйти на проектную мощность по перевалке удобрений объемом 14 млн т в 2027 г. Об этом директор терминала Игорь Липинский рассказал 27 мая на конференции «Перспективы развития портово-транспортной инфраструктуры Балтики на период до 2030 г.», – организованной изданием «Ведомости Северо-Запад».
Напомним, строящийся терминал начал первые отгрузки 13 декабря 2024 г. Сейчас он занимается только перевалкой жидкого аммиака из автоцистерн на суда. По данным Липинского, за 2024 г. терминалом было обработано 29 судов, с начала 2025 г. — 11 судов, перегружено 254 000 т аммиака.
В III квартале 2025 г. ожидается ввод в эксплуатацию второго этапа проекта, который подразумевает запуск железнодорожной эстакады и холодильной установки. Это позволит переваливать аммиак не только автотранспортом, но и специализированными железнодорожными цистернами, увеличив перевалку до 1 млн т аммиака в год. При этом от использования автоцистерн в компании не планируют отказываться.
«Если мы говорим о проектной мощности перевалки аммиака 1,5 млн т, то, скорее всего, его будут переваливать железнодорожным и автотранспортом в пропорции 60% на 40% или 50% на 50%», – отметил Липинский.
Следующей очередью проекта станет запуск во II квартале 2026 г. первого этапа перевалки сухих удобрений, которая включает в себя, в том числе, станцию разгрузки и пересыпные станции. В перспективе терминал рассчитывает перегружать 14 видов различных удобрений.
Напомним, что терминал «Порт Фавор» строится в рамках подписанного на ПМЭФ-2019 соглашения между гендиректором компании «Еврохим» Игорем Нечаевым, губернатором Ленобласти Александром Дрозденко и главой Минпромторга Денисом Мантуровым. На открытии терминала гендиректор «Портового Альянса» (оператор проекта) Михаил Кузнецов сообщал, что объем инвестиций в реализацию всего проекта оценивается в 80 млрд руб. По его словам, затраты выросли, так как Россия из-за санкций не могла экспортировать аммиак, что вынудило удвоить мощности терминала.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что терминал, с высокой долей вероятности, выйдет на проектную мощность к заявленному сроку, но ключевым риском остается крайне высокая загрузка железной дороги в сторону портов Балтийского бассейна. Руководитель проектов консалтинговой компании «Имплемента» Евгений Попова рассказала, что на данный момент спрос на российские удобрения растет, что позволяет полностью загрузить «Порт Фавор». По данным консалтинговой компании, в 2024 г. на порты Балтийского бассейна приходилось 84% всего морского экспорта удобрений, из которых 36% – хлористый калий, 27% – карбамид, 18% – NPK (азот, фосфор и калий) и пр. Попова уточнила, что с 2024 по 2030 гг. производство экспортоориентированных удобрений вырастет с 60 до 77 млн т за счет ввода в эксплуатацию новых проектов, в частности, речь идет о проектах «Еврохим Северо-Запад 2», Талицкий ГОК, Усольский и Гремячинский ГОКи. Она добавила, что непокрытая потребность в специализированных мощностях на Балтике в 2030 г. для экспорта удобрений может составить от 6 до 22 млн т.
«С учетом общей динамики производства удобрений можно прогнозировать, что в перспективе 2030-2040 гг. «Порт Фавор» имеет шансы на строительство второй очереди, так как запас для этого определенно есть», – прокомментировала Попова.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров обратил внимание, что на территории терминала и вокруг него создаются гибкие логистические схемы, но высокая загруженность железной дороги создает определенные риски. «Это решаемые вопросы, поэтому всю отрасль, скорее, сдерживает нехватка специализированных терминалов, так как экспорт удобрений через Балтику активно растет», – прокомментировал он.
Напомним, что власти Ленинградской области ведут работу по привлечению инвестиций в железнодорожную инфраструктуру к портам Балтийского бассейна, так как, по предварительным прогнозам, объем грузоперевозок в это направление вырастет с 144,9 млн т в 2024 г. до 167-174 млн т к 2030 г.
Эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко объяснил, что «Порт Фавор» переваливает удобрения с завода «Фосфорит» (Кингисеппский район Ленобласти). «У них давно выстроена логистическая инфраструктура, они смогли переориентировать поставки с внутреннего рынка на внешний, что не создает трудностей для перевалки удобрений, поэтому в перспективе «Порт Фавор» сможет снизить долю использования автотранспорта в пользу железной дороги», – резюмировал он.
