← Логистика, грузы

Транзит грузов из Китая через Казахстан достиг максимума за 11 лет

В 2024 году общий вес грузов (брутто), пересекших территорию Казахстана по пути из Китая в другие страны, достиг очередного максимума по меньшей мере с 2013 года — 15,4 млн тонн. Как пишут аналитики Первого кредитного бюро со ссылкой на данные КГД МФ РК, рост по сравнению с 2023 годом составил 22%.

При этом аналитики отмечают, что двузначными темпами показатель увеличивается три года подряд, но положительная динамика постепенно ослабевает: в 2022 году было 37%, в 2023-м — 33%.

«В целом же рост для него [транзита] характерен. За доступную историю наблюдений, охватывающую последние 12 лет, снижение имело место лишь дважды — в 2015 и 2016 годах», — уточняют в ПКБ.

Аналитики говорят, что в качестве грузоотправителя Китай сформировал основную часть перевезенных по территории Казахстана транзитных грузов — 72%, тогда как в качестве грузополучателя — всего лишь 2%.

«Что именно Китай отправлял через Казахстан, сказать сложно. Транзитные грузы распределены по товарным группам без выделения показателей конкретных стран. При этом в число крупных товарных групп входят средства наземного транспорта — 3,1 млн тонн, а также электрические машины и оборудование — 1,2 млн тонн», — отмечают в ПКБ.

Уточняется, что заметную роль в увеличении транзита грузов из Китая сыграли такие страны-получатели, как Узбекистан (+60% г/г, до 5,3 млн тонн) и ЕС (+134% г/г, до 2,3 млн тонн). Россия, будучи еще одним важным направлением, напротив, ослабила общую позитивную динамику (-14,7%, до 3,6 млн тонн).

«В заключение оговоримся, что общий вес грузов, транспортированных из Китая через Казахстан, приводится по всем видам транспорта. Есть основания полагать, что прежде всего речь идет о железнодорожных составах. Во всяком случае последние обеспечивают 62% суммарных объемов транзитных перевозок, зафиксированных КГД МФ РК в 2024 году (13,3 млн из 21,3 млн тонн)», — резюмировали в ПКБ.