← ЭДО, ИТ в логистике

Беспилотные КамАЗы успешно перевозят грузы по федеральным трассам страны

В России активно развивается направление беспилотного транспорта, особенно в грузовом секторе. На Петербургском международном экономическом форуме 2025 года был представлен беспилотный грузовик КамАЗ, который самостоятельно преодолел маршрут по трассе М-11 «Нева» и доставил груз в Санкт-Петербург. Как отметил генеральный директор компании NATCAR Илья Саттаров, проект реализуется совместно с ПАО «КамАЗ» и направлен на доказательство экономической целесообразности перевозок с использованием беспилотных технологий. Однако полностью автономного режима пока не достигнуто: в кабине находится водитель-испытатель, который контролирует работу систем и при необходимости может взять управление на себя.

В настоящее время беспилотные грузовики функционируют в режиме высокотехнологичного автопилота, а водители-инженеры следят за реакцией техники на дороге и анализируют её поведение в различных ситуациях. По словам Саттарова, внедрение беспилотных технологий в грузовом секторе происходит быстрее, чем в городском транспорте, поскольку федеральные трассы отличаются меньшим количеством аварийных ситуаций и более предсказуемыми условиями движения.

В проекте участвуют специалисты разных направлений: производители техники, IT-разработчики, создающие алгоритмы и цифровые двойники, а также логисты и опытные водители, чьё поведение копируется для обучения искусственного интеллекта. Саттаров подчеркнул, что профессия водителя становится более квалифицированной и цифровой, а оператор беспилотного транспорта выполняет функции, требующие новых знаний и навыков. Это способствует популяризации профессии и привлечению молодых специалистов.

На сегодняшний день по трассе М-11 курсируют десятки беспилотных грузовиков, которые уже проехали миллионы километров без аварий. В ближайших планах — расширение использования беспилотников на других федеральных трассах, разработка нормативной базы и внедрение новых технологий для масштабирования проекта на всю страну. Власти и производители отмечают, что массовый выход беспилотных автомобилей на дороги общего пользования ожидается к 2027 году, а к 2030 году их количество может превысить полторы тысячи.

Развитие беспилотного транспорта в России рассматривается как важный шаг к технологическому суверенитету страны и повышению эффективности логистики. В рамках национальных проектов и инициатив создаются условия для интеграции беспилотников в транспортную систему, совершенствуется инфраструктура и разрабатываются законы, регулирующие работу автономных транспортных средств.