← ЭДО, ИТ в логистике

Томские ученые научились взвешивать автомобили на скорости

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) совместно с российскими коллегами разработали систему, которая позволяет с помощью сейсмических датчиков взвешивать транспортные средства, которые движутся со скоростью до 70 километров в час. Уточняется, что система способна отделять колебания измеряемого объекта от других помех. Об этом рассказала пресс-служба вуза.

Система расчитана на выявление на дороге перегруженных автомобилей для их остановки, чтобы водитель перенес часть груза в другой транспорт. Это необходимо для обеспечения целостности и безопасности автомобильных дорог, а также для безопасности дорожного движения.

Чтобы решить задачи, ученые ТПУ предложили использовать сейсмические датчики. Политехники провели полевые испытания, во время которых на одну из полос шоссе нанесли искусственные полосы со встроенными сейсмодатчиками. Они фиксировали реальные сигналы семи грузовиков. На основе анализа полученных данных ученые получили оценки скоростей, массы и числа осей.

Одним из главных плюсов системы называют ее независимость от погодных условий. В отличии от видеокамер или лидаров, точность которых уменьшается из-за тумана, дождя или загораживания обзора крупным транспортом, сейсмодатчики обнаруживают колебания грунта, которые не зависят от освещенности или прозрачности атмосферы.

«Высокая чувствительность сейсмических датчиков означает, что они улавливают не только сигналы от автомобилей, но и посторонние колебания грунта. В нашей системе эта проблема решается за счет использования искусственных неровностей (полос): при проезде по ним колес они генерируют высокоамплитудные сейсмические импульсы, которые существенно выделяются на фоне шума», — отмечает руководитель проекта, доцент Инженерной школы информационных технологий и робототехники Никита Мартюшев.

Отмечается, что зимой система будет работать благодаря продуманному сочетанию технических и программных инструментов, которые помогут справиться с негативным воздейсвием снега и льда.

«Еще одно преимущество нашей системы в том, что для ее установки, обслуживания и донастройки не требуется вмешательства в дорожную инфраструктуру», — отмечает Никита Мартюшев.

Участие в исследовании приняли сотрудники Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Инженерной школы новых производственных технологий, Юргинского технологического института (филиал ТПУ) и Новосибирского государственного технического университета.