С 25 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года в России реализуется эксперимент по маркировке средств идентификации отдельных компонентов автомобилей и устройств с двигателем внутреннего сгорания. Изначально в список вошли фильтры, свечи зажигания, автомобильные стекла. Эксперимент закреплен Постановлением Правительства РФ. Список компонентов и устройств, попадающих под эксперимент, планируется расширить.
Одна из главных изначальных целей эксперимента — борьба с фальсификатом и защита рынка от контрафактной продукции.
Согласно данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов, 22 августа закончились общественные обсуждения Проекта постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2025 г. № 202». В предложенный список вошли тормозные диски и колодки, ходовые колеса, диски (части и принадлежности ходовых колес).
Проект постановления разработан Минпромторгом РФ. В пояснительной записке к нему сказано, что изменения предлагаются с учетом хода уже действующего эксперимента, в том числе учтены предложения бизнес-сообщества, а также решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2024 г. № 129 «О классификации фильтрующего элемента для транспортного средства в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».
Расширить номенклатуру предлагается «в целях повышения эффективности контроля за оборотом таких товаров и обеспечения их прослеживаемости».
«Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», - уточняется в пояснительной записке.
По данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов, идет этап подведения итогов общественного обсуждения текста проекта.
Как пояснил РЖД-Партнеру директор по послепродажному обслуживанию АВТОДОМ Алтуфьево Роман Тимашов, участие в эксперименте, стартовавшем в феврале, несколько осложнило работу для дистрибьюторов и принесло ресурсные и технические сложности: «Компании вынуждены регистрироваться в системе, адаптировать свои учетные программы к формату Data Matrix, приобретать специализированное оборудование (принтеры, 2D-сканеры, терминалы сбора данных), а также обучать персонал работе с маркировкой и обменом через электронный документооборот». Отметим, что эксперимент проводится на добровольной основе.
Эти операции не только требуют времени и инвестиций, но и усложняют внутренние бизнес-процессы. Особенно сложно это дается небольшим компаниям. «Дополнительная проблема — необходимость поддержки разных форматов маркировки и интеграции с существующими системами, усиливающая нагрузку на IT-структуру компаний, занимающихся производством и продажей автозапчастей», - считает спикер.
Экспертные оценки указывают на вероятное повышение стоимости автокомпонентов, также добавил Р. Тимашов. Среди причин —дополнительные затраты производителей и дистрибьюторов, увеличение цикла логистики и документооборота, а также повышение административной нагрузки, резюмирует он.
«При этом ожидания кратковременного эффекта в виде заметного роста остаются умеренными — часть затрат компенсируется господдержкой эксперимента. Однако при переходе к обязательной маркировке после завершения тестового периода проекта эти расходы, вероятно, будут учтены производителями и дистрибьюторами в конечной цене запчастей и деталей», - говорит эксперт.
Автовладельцы же отметили РЖД-Партнеру, что изменений со временем введения эксперимента пока не почувствовали: опрошенные за прошедший с февраля период меняли фильтры, но цена на них если и увеличилась, то совсем немного.
При всем этом, по мнению Р. Тимашова, в итоге эксперимент выполняет важную функцию — проверяет технологии, выстраивает взаимодействие между госорганами, операторами и бизнесом, способствует снижению объемов контрафактной продукции, защищает локального производителя.
