В Автотранспортном объединении «ЦАТК» с мая по сентябрь проходил пилотный проект по оптимизации работы карьерных самосвалов — «Идеальная смена». Эта инициатива направлена на повышение эффективности и сокращение простоев техники.
Суть эксперимента заключается в переходе на 12–часовой график работы водителей с включением ряда дополнительных инициатив. Уже на этапе испытаний повысилась эффективность техники почти на 30%, а простои сократить на 2,5 часа.
Как отметили в «Норникеле», с января 2026 года начинается масштабный переход с трёхсменного на двухсменный режим работы около 280 водителей и 54 единиц техники в трёх колоннах — № 1, № 3 и № 7. Именно в колонне № 7, основном перевозчике руды и щебня, и проходил пилотный эксперимент — там трудятся порядка сотни работников.
«Раньше у водителей был сложный восьмичасовой график с почти отсутствием выходных: по три дня утренних, дневных и ночных смен с одним выходным между ними. Новый режим с 12–часовыми сменами, включая обед и технические перерывы, воспринимается очень положительно. График скользящий: день — ночь, отсыпной и выходной», — пояснил Александр Маковецкий, менеджер группы вспомогательного производства управления проектов трансформации Заполярного филиала «Норникеля».
Как отметил Игорь Харченко, начальник управления проектов трансформации Заполярного филиала «Норникеля», в пилоте участвуют самые активные водители «ЦАТК»:
«Большинство поддерживают переход на 12–часовой график — это позволит больше времени проводить с семьёй и работать в комфортных условиях. Новый график сделает профессию более привлекательной».
Перед проведением эксперимента в компании провели диагностику доступного времени карьерных самосвалов. Выяснилось, что в «ЦАТК» уменьшились объёмы перевозок, а парк техники остался прежним. Кроме того, установлено несоответствие режимов работы техники, вахтового и штатного персонала. Это и стало поводом для оптимизации процессов.
«До эксперимента карьерные самосвалы эксплуатировались в двух режимах: вахтовики работали по 12–часовому графику в две смены, а штатные водители «ЦАТК» — в три смены по 8 часов. Также не была синхронизирована работа самосвалов и погрузчиков: погрузчики работали в 12–часовом режиме, а самосвалы — в трёхсменном. Это приводило к простоям и снижало общую эффективность. Переход на 12–часовую смену позволил повысить коэффициент использования техники с 40–44% до 73%, что уже превысило заданную цель эксперимента — 70%», — рассказали в организации.
По–новому теперь проходят и пересменки — «на колёсах»: смена водителей происходит прямо на площадке погрузки или выгрузки. При этом время простоев сократилось с 50 до 10–15 минут.
Во время пилота, с мая по сентябрь, команда управления проектов трансформации Заполярного филиала «Норникеля» из 11 человек круглосуточно проводила диагностику работы самосвалов. Они проводили с водителями по 12 часов в кабине и днём, и ночью, фиксировали каждый их шаг и количество кругов. Все данные тщательно обрабатывались и анализировались.
Водители «ЦАТК» положительно оценили новый 12–часовой график не только за удобство, но и за сохранение уровня оплаты и снижение нагрузок при выполнении объёмов. При средней скорости самосвалов 30–35 км/ч в прежнем 8–часовом режиме водители часто спешили, чтобы уложиться в норму — сейчас риски минимизированы.
«Проект «Идеальная смена» уже принёс первые результаты и стал ярким примером предстоящей трансформации, нацеленной на эффективность и безопасность труда на предприятиях Заполярного филиала «Норникеля», — резюмируют в компании. — Это первый шаг комплексной трансформации транспортного и вспомогательного производства, в дальнейшем специалистам департамента проектов трансформации ЗФ предстоит оптимизировать работу техники на предприятиях «ПТЖТ», «НПТБТ» и «ПЕСХ».
