← Топливо, масла и автохимия

Эксперты рассказали, что будет с ценами на бензин зимой

О том, что происходит с бензином и дизелем, сработали ли антикризисные меры, и стоит ли ждать нового витка роста цен,  рассказали директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин и эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Пикин: — Сейчас автомобильный сезон подходит к завершению. Мы недавно отмечали День автомобилиста — символичный рубеж, после которого спрос традиционно начинает снижаться. Он уже не будет таким высоким, как в конце августа — начале сентября. Поэтому спрос и предложение на рынке постепенно сбалансировались. В результате цены начали снижаться — прежде всего в оптовом сегменте, и в среднем по стране заметно движение вниз.

В рознице, конечно, такого быстрого эффекта не будет: она живет по своим законам. Но именно оптовый рынок, на который все лето обращало внимание правительство, показывает признаки стабилизации. Хотя, конечно, он все еще недалеко ушел от исторических максимумов.

Что касается того, что Минэнерго называет «стабилизацией» — это прежде всего наличие достаточных запасов топлива и возможность его своевременной доставки. То есть речь идет не столько о ценах, сколько о физическом наличии продукта. Цены — фактор важный, но все же вторичный. Есть и другие ведомства, которые следят за этой сферой, например ФАС. Но главное — чтобы топливо было, и чтобы оно доезжало до потребителя. В этом и заключается настоящая стабилизация.

Юшков: — Я согласен, ситуация более-менее стабилизировалась именно за счет снижения потребления. Когда мы говорим о бензине, речь идет в первую очередь о гражданском секторе — легковых автомобилях. А вот дизель используется и легковыми машинами, и сельхозтехникой, и военными, и грузовым транспортом. Поэтому падение потребления бензина зимой вполне закономерно. Люди просто меньше ездят. Это характерно для всего Северного полушария — для России, Европы, США, Китая. Соответственно, зимой в мире нужно меньше нефти, чем летом. Плюс сыграли роль правительственные меры. Например, увеличились поставки нефтепродуктов через биржу со стороны Белоруссии, то есть предложение выросло.

Эксперты отмечают, что цены на бензин зимой могут оставаться стабильными, несмотря на снижение оптовых цен. Согласно анализу фонда энергетического развития и Фонда национальной энергетической безопасности, спрос на бензин уже снижается после летнего пика, а увеличение предложения сыграло stabilizирующую роль. Однако для дизеля ситуация иная: он востребованными остаётся и в грузовом и в гражданском транспорте, а логистические сложности и санкции продолжают давить на себестоимость топлива.

В результате: розничные цены скорее не уменьшатся, чем вырастут резко, но перевозчикам стоит заложить в смету рост издержек — из‑за ремонта НПЗ, удорожания логистики и давления санкций.