Глава Центробанка Эльвира Набиуллина направила письмо в министерство экономического развития с пакетом предложений, направленных на изменение правил игры для маркетплейсов. Документ, с содержимым которого ознакомился «Коммерсантъ», может существенно ограничить возможности крупных онлайн-платформ.
По данным издания, ЦБ предлагает два ключевых нововведения. Первое — запретить маркетплейсам продавать финансовые продукты своих дочерних банков, поскольку это, по мнению Набиуллиной, влечет «нечестные преимущества перед остальными участниками рынка». Второе — лишить платформы права менять цены на товары в зависимости от выбранного покупателем способа оплаты (например, предоставлять дополнительные скидки при оплате картой «своего» банка).
Контроль за соблюдением этого правила, как полагает ЦБ, должна взять на себя Федеральная антимонопольная служба.
В Министерстве экономического развития подтвердили, что письмо находится в работе. Там отметили, что действующая редакция закона о платформенной экономике уже предусматривает инструменты для регулирования цен. В ведомстве подчеркнули, что любые ограничения на скидки требуют комплексной оценки их влияния на потребителей, продавцов и отрасль в целом.
Вопрос о скидках и связанной с ними конкуренции назревал давно. Еще 18 ноября Эльвира Набиуллина указывала, что скидки от собственных банков платформ являются «не совсем справедливой конкуренцией». В тот же день глава Сбербанка Герман Греф оценил потенциальные недополученные налоги от скидочных программ маркетплейсов в 1,5 триллиона рублей к 2025 году.
